Главная Школа для родителей здоровый ребенок Компьютер и здоровье
PDF Печать E-mail
Автор: Ахрамеева Юлия Викторовна, 22 года, учитель информатики г. Воркута   


16. Основные понятия
16.1. Здоровый образ жизни (Healthy life style)
16.1.1. Категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни.
16.1.2. Комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды.
16.1.3. Активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека.
16.1.4. Организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.
16.1.5. Поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.
16.2. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы. В отличие от нормативов здоровьесберегающее пространство школы рассматривает позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которая способствует сохранению и повышению здоровья учащихся. Гигиенические нормативы предполагают случаи явного вреда для здоровья.
16.3. Здоровьесберегающая педагогика.
16.3.1. Педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-познавательного процесса.
16.3.2. Образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей.
16.3.3. Область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.
16.4. Здоровьесберегающие технологии в школе (ЗСТШ) – системно-организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.
К здоровьесберегающим технологиям в школе (ЗСТШ) относятся:
- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии (ЗСУВТ),
- здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ),
- здоровьесберегающие медицинские технологии,
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе.
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.

На основе составленного выше тезауруса можно представить следующую трактовку понятия «образовательная технология педагогики здоровьесбережения».
Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесбережение в образование предполагает органичное взаимодействие коллектива школы, учащихся, родительской общественности, а также объединение усилий специалистов трех необходимых профилей (педагогов, медиков, психологов) под руководством координатора комплексной школьной программы здоровья. Поэтому реализация всей деятельности подразделяется на следующие направления: физиолого-валеологическое, психологическое, педагогическое.


Медицинское (физиолого-валеологическое) направление.
Диагностическая работа — за основу диагностической работы медицинского персонала школы должен быть взят трехэтапный скрининг: школьная медсестра — врач-педиатр — врач-специалист. Кроме скрининга обязательными являются методы, диагностирующие уровень адаптации ребенка к окружающей среде. Последнее имеет особое значение, так как состояние перенапряжения и срыва адаптации есть не что иное, как состояние предболезни.
Реабилитационная и развивающая работа медиков и физиологов включает:
- формирование здоровья школьников немедикаментозными методами и реабилитация детей с наиболее часто встречающимися «школьными» заболеваниями без отрыва от учебного процесса.
Профилактическая работа: диспансеризация школьников, имеющая целью упреждающее выявление отклонений от нормы, контроль за организацией питания, программа по очистке воды, широкомасштабная фитопрофилактика и фитотерапия, массовая аэрофитотерапия, лечебная и развивающая физическая культура, специализированные программы по офтальмологии, стоматологии, астеноневротическим реакциям. Проводят работу по пропаганде здорового образа жизни и медицинское просвещение учащихся, родителей, педагогов и психологов.


Психологическое направление.
Цель школьной психолого-педагогической деятельности – психологическое сопровождение ребенка в процессе школьного обучения. Психологическое сопровождение представляет собой целостный, многофункциональный процесс, в котором условно могут быть выделены три основных направления деятельности школьного психолога:
- прикладная школьная диагностика;
- развивающая работа со всеми школьниками и психологическая помощь детям групп риска;
- просвещение и консультирование всех участников образовательного процесса;
- диспетчерская функция (направление ребенка и родителей к тому специалисту, который может оказать им специализированную помощь).
В начальной школе основной упор делается на развитие эмоционально-личностной сферы (формирование устойчивой учебной мотивации, повышение эмоциональной стабильности, развитие адекватной самооценки и др.). В младшем подростковом возрасте развивающие занятия в большей степени насыщаются интеллектуально-познавательным содержанием, в старшем подростковом возрасте упор делается на развитие социальных навыков и качеств школьников, в старшем школьном возрасте снова возрастает интерес к эмоционально-личностной сфере.


Педагогическое направление.
Деятельность по развитию здоровья школьников в рамках учебного заведения может быть вполне результативной только при участии в этом процессе педагогических работников. Речь идет не только и не столько о буквальном привнесении оздоровительной работы в учебный процесс, сколько о целостной перестройке педагогического подхода.
Сущностные черты предлагаемой педагогической технологии здоровьесбережения:
• Разграничение разделов содержания общего образования. Данное проектное решение предполагает наличие трех основных предметных областей как базовых. Подобная дифференциация создает оптимальные условия не только для более тесного налаживания межпредметных связей, но и для адаптации здоровьесберегающих модульных технологий. Критерием группировки служит соотнесённость образовательной области и ЧЕЛОВЕКА. В данном случае это: естественнонаучная (взаимодействие человека и природы); гуманитарная (отношения человека с себе подобными); рефлексивная (методы познания человеком самого себя, своего мышления и функциональных возможностей организма). Последняя является определяющей, потому что научив ребенка методам познания себя и мира вокруг себя, школа выпускает в мир человека, защищенного от любых поворотов действительности, поскольку он способен сам адекватно оценить обстановку и принять максимально оптимальное для своего существования решение.
• Разделение уровней компетенции участников учебной деятельности. В качестве нормируемых показателей (инвариантов) выступают: количество часов, отводимых в параллели на изучение предметов каждой из областей, а также результаты учебной деятельности, которые должны быть достигнуты. Вариативная же часть должна исходить из анализа и учёта индивидуальных особенностей учащихся. Установление номенклатуры учебных предметов, нормирование времени изучения, введение нетрадиционных уроков являются прерогативой школы. Вопрос об использовании (или не использовании) традиционных и нетрадиционных предметов, решается исключительно администрацией школы и учителями. Выбор конкретного варианта содержания предмета, методические принципы его преподавания осуществляются учителем в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.


Все три направления деятельности школы проявляются во взаимопроникающей деятельности специалистов различных профилей в условиях единого целеполагания. Педагогическое направление воздействует на «смежные» направления главным образом в результате изменения содержания образования. Медицинское направление влияет на психологическое и педагогическое — выработка рекомендаций, связанных с динамикой функционального состояния и динамикой учебного процесса. Психологическое направление влияет на смежные посредством оказания целостной психологической помощи педагогам, детям, родителям на изменение отношения к здоровью. Вопросы координации, своевременности и обеспеченности в реализации тех или иных мероприятий — сфера компетенции программы образовательного учреждения.


Принципы здоровьесберегающих технологий

Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Да, важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.


Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.
Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических зантяий снижает функциональные возможности организма.
Работая, например, за компьютером, ученик должен быть приучен к обязательному систематическому выполнению комплексов восстанавливающих упражнений: защитно-профилактических (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующих (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующих и т.д.


Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.


Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка. Она предполагает преемственность ступеней обучения.


Принцип индивидуализации и доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологиях.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий. Педагог должен владеть знанием гигиенических норм и требований к режиму и длительности занятий с учащимися каждого конкретного возраста, к условиям проведения занятий (световая среда, помещение, мебель и оборудование) и т.д.
Деятельность учащихся должна быть доступной и посильной, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма. При построении учебного процесса, при составлении расписания занятий – важно учитывать биологические ритмы, свойственные организму, динамику работоспособности учащихся в течение дня, суток, недели, механизмы повышения работоспособности, рациональное чередование деятельности. Педагогическая эффективность занятий теснейшим образом связана с работоспособностью и утомлением. При утомлении школьника снижается успеваемость, ухудшается память, появляются трудности в усвоении нового материала, снижается активность, падает продуктивность занятия, возникает состояние неудовлетворенности, неуверенности в своих силах, теряется положительная мотивация к занятию, снижается уровень работоспособности.


Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.


Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.


 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.