Главная Школа для родителей здоровый ребенок Компьютер и здоровье
PDF Печать E-mail
Автор: Ахрамеева Юлия Викторовна, 22 года, учитель информатики г. Воркута   


10. Формы занятий
- С использованием профилактический методик;
- С применением функциональной музыки;
- С чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- В виде реабилитационных мероприятий;
- Через массовые оздоровительные мероприятия;
- Создание здоровьеформирующей образовательной среды;
- И другие.
10.1. Урочные формы – индивидуальные и групповые
10.1.1. Признаки урока:
- Ведущая роль педагога-специалиста;
- Стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и правильное чередование работы и отдыха);
- Постоянный состав занимающихся, желательно однородный по возрасту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, специализации;
- Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся;
- Широкие возможности применения различных методов обучения, воспитания и организации, контроля и управления с обязательным учетом уровня физического состояния учащихся и т.д.
10.1.2. Классификация занятий урочного типа – вводные; изучение нового и повторение пройденного материала; контрольные – проводятся для периодического подведения итогов; смешанные (комбинированные) уроки и др.
10.1.3. Типовая структура урока:
- Подготовительная (вводная) часть.
Задачи: организация занимающихся и обеспечение их общей функциональной готовности для решения задач основной части урока.
- Основная часть.
Задачи: специальная функциональная подготовка; сообщение учащимся и усвоение ими знаний в области здоровьесбережения; формирование умений и навыков; формирование умения применять навыки в новой меняющейся обстановке.
- Заключительная часть.
Задачи: организованное завершение урока; снижение психического и физического напряжения отдельных органов и систем организма, приведение их к оптимальному уровню для последующей деятельности.
10.1.4. Требования к содержанию и методике проведения занятий урочного типа:
- При решении конкретных задач урок представляет завершенное целое, логически связанное с предыдущими и последующими уроками.
- Доступность содержания урока.
- Разностороннее влияние на учащихся.
- Подчинение общим целям нравственного, умственного, физического, эстетического и трудового воспитания.
- Разнообразие деятельности учащихся как по содержанию, так и по характеру.
- Непрерывность деятельности учащихся.
- Использование разнообразных методов обучения, развития и воспитания, соответствующих задачам, особенностям занимающихся, условиям проведения урока, возможностям педагога.
10.2. Неурочные формы – индивидуальные занятия, групповые занятия (утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и минутки, развлечения, игры, соревнования и т.д.).
Основная цель таких занятий – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение или повышение работоспособности.
10.2.1. Признаки занятий неурочного типа:
- Самодеятельность и самостоятельность учащихся.
- Ограниченное содержание и упрощенная структура (гигиеническая гимнастика, физкультминутки и т.д.).
- Проявление личной инициативы и самостоятельности.
10.2.2. Классификации занятий неурочного типа.
Виды:
- Эпизодические (развлечения, соревнования).
- Систематические (утренняя и вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).
Формы:
- Малые формы (утренняя гигиеническая и гимнастика до занятий, физкультпаузы и физкультминутки, микросеансы отдельных физических упражнений общеукрепляющего характера, тренировочные программы, рассчитанные на получение кумулятивного эффекта, в частности, при использовании бега на месте, прыжков со скакалкой и т.д.).
- Крупные формы занятий (самодеятельные восстановительные занятия, подобные урочным (индивидуальные и групповые), рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха, степ-аэробика, спинбайк-аэробика, занятия с использованием различных тренажеров и оригинального инвентаря).
10.2.3. Виды неурочных занятий:
- Фоновые занятия – зарядка, гигиеническая гимнастика, прогулки, бег, занятия на дорожках здоровья, купание, плавание.
- Занятия учебно-воспитательного характера – самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога; репетиции к выступлениям, праздникам.
- Занятия смешанного характера – прогулки выходного дня; походы; подвижные игры рекреационного типа; резвлечения рекреационного типа.


11. Средства здоровьесберегающих образовательных технологий
11.1. Средства двигательной направленности:
- Элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метания и др.).
- Физические упражнения (без предметов, с предметами).
- Танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные движения, танец, музыкальное сопровождение).
- Физкультминутки и подвижные перемены.
- Эмоциональные разрядки и «минутки покоя».
- Гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости).
- Лечебная физкультура.
- Подвижные игры.
- Массаж, самомассаж.
- Психогимнастика.
- Тренинги и др.
11.2. Оздоровительные силы природы:
- Солнечные и воздушные ванны.
- Водные процедуры.
- Фитотерапия.
- Ароматерапия.
- Ингаляция.
- Витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).
11.3. Гигиенические факторы:
- Выполнение санитарно-гигиенических требований.
- Личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.).
- Проветривание и влажная уборка помещений.
- Соблюдение общего режима дня.
- Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ.
- Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.


12. Дидактический материал, наглядность, инвентарь здоровьесберегающих образовательных технологий
По цели деятельности:
- тренировочный;
- познавательный;
- творческий.
По уровню:
- информативность;
- объем;
- абстрактность.


13. Методический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий
13.1. Методы:
- Фронтальный;
- Групповой;
- Практический метод;
- Познавательная игра;
- Ситуационный метод;
- Игровой метод;
- Соревновательный метод;
- Активные методы обучения;
- Воспитательные, просветительские и образовательные программы;
- Метод индивидуальных заданий.
13.2. Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Защитно-профилактические (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
- Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
- Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).


14. Требования к педагогу
14.1. Профессионализм.
14.2. Личная заинтересованность.
14.3. Владение основными технологическими умениями:
- Пластические умения;
- Логические умения;
- Экспрессивные умения (образность и интонационная выразительность);
- Дискуссионные умения (образ сотрудничества и образ собеседования);
- Перцептивные умения (умение видеть, слушать, слышать).


15. Педагогический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий
15.1. Педагогическое общение
15.1.1. Функции педагогического общения:
15.1.1.1. «Открытие» ученика на общение:
- Выбор пластической позы (открытая поза; руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях, ладони время от времени разворачиваются к учащимся; пластика плавная, мелодичная; преобладание психологических жестов над описательными; для привлечения внимания учащихся делается несколько шагов от стола вперед, для ослабления внимания – несколько шагов назад);
- Подача информации с позиции «Мы» (физический барьер – нарушение границы личного пространства ученика, размеры которого составляют 50-60 см; занятие позиции не над учеником, стоя, сверху, а рядом, сидя; социальный барьер – ученик и учитель – партнеры;
- Установление личного контакта – вербального (словами), визуального (глаза), тактильно (прикосновение).
15.1.1.2. «Соучастие» ученику в педагогическом общении:
- Демонстрация расположенности (пластика, мимика);
- Проявление интереса (умение слушать и слышать; умение верно задавать вопросы);
- Оказание помощи («Давай, помогу…», «Позволь тебе помочь…», «Мне бы так хотелось тебе помочь…» и т.д.).
15.1.1.3. «Возвышение» ученика в педагогическом общении:
- Принятие ученика как данности (Правило «Трех «П»» - Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть);
- Просьба о помощи ( помощь, о которой просят ученика, должна быть посильной, должна реально осуществляться, форма обращения к ученику должна быть этически грамотной);
15.1.2. Формы воздействия учителя на учащихся в процессе общения:
- Проявление внимания к учащимся;
- Просьба учителя;
- Требования учителя;
- Убеждения учителя;
- Внушение;
- Принуждение;
- Поощрение (одобрение, похвала, материальная форма, благодарность, присвоение звания и др.);
- Наказание (неодобрение, замечание, лишение удовольствия, выговор, исключение из коллектива);
- Ситуация успеха и неуспеха;
- Эффект ожидания;
- Условия для демонстрации «Я»;
- Педагогическая реакция на поступок;
- Оценка действий и поступков учащихся;
- Организация и дисциплина.
15.2. Педагогическая оценка
15.2.1. Шесть технологических правил:
- Поощрение как оценочная доминанта.
- Безоценочность суждений.
- Отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения.
- Как можно меньше запретов типа «нельзя», «не…» и др.
- Не злоупотреблять наказанием.
- Предавать забвению возложенное наказание (за один проступок не должен нести несколько наказаний).
15.2.2. Требования:
- Объективность.
- Индивидуальный подход.
- Конкретность.
- Гласность.


 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.