Печать
Автор: Ахрамеева Юлия Викторовна, 22 года, учитель информатики г. Воркута   

Здоровье сберегающие технологии

на уроках информатики в начальной школе

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний.
Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.


Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей использования и педагогами, и школьниками современных информационных технологий. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-, видеотехники – как современных и эффективных средств обучения. Стремительно движется научно-технический процесс, стремительно растут информационные потребности педагогов и учащихся. Компьютеры уже есть во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома.


По данным статистики, владеют компьютером на достаточно высоком уровне 98 педагогов из 100, используют информационные технологии в учебном процессе 98 педагогов из 100, имеют дома компьютер – 66% педагогов и 61% учащихся. И педагоги, и учащиеся отмечают влияние использования компьютерных технологий на эффективность учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, отмечается изменение стиля общения между учителем и учеником (40%), выделяют повышение активизации мышления учащихся 45% педагогов, развитие творческих способностей личности (32%) и другие положительные стороны использования массовой компьютеризации образования.
Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий.
Но – все это сопровождается определенными проблемами со здоровьем как педагогов, так и школьников. Стабильная тенденция ежегодного снижения здоровья учащейся молодежи — вот проблема, с которой столкнулось образование в отношении здоровья школьников. Многочисленные школьные факторы риска для здоровья детей создают предпосылки к возникновению у школьников стрессовых перегрузок, следствием которых является развитие у них хронических заболеваний. В данной ситуации педагогическая общественность не может выступать в качестве стороннего наблюдателя падения здоровья детей. В связи с этим необходимо стремиться к таким формам и методам организации обучения школьников, в которых прослеживается приоритет сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Однако, несмотря на разработку и внедрение современных педагогических технологий, процесс обучения и воспитания оказывается оторванным от процесса оздоровления. Учебный процесс не может ограничиваться только рамками уроков, так как с точки зрения состояния психоэмоциональной сферы школьника данный процесс для него начинается раньше, чем прозвенит звонок на урок, и заканчивается не со звонком с последнего урока. Очевидно, что организация учебного процесса может быть оптимальной с точки зрения обучения и оздоровления, если оба процесса — обучение и оздоровление — рассматривать как единое целое, тогда обучение будет иметь сберегающий здоровье характер.


В течение последних 8 лет Министерство образования и высшей школы проводит планомерную работу по созданию в Республике Коми условий для формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях всех типов. В настоящее время около 70 процентов образовательных учреждений республики располагают оптимальными условиями для организации здоровьесберегающих режимов обучения и воспитания, однако лишь половина из них системно использует здоровьесберегающие технологии.
Одной из причин, затрудняющих системное использование в практике работы образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий и программ, является элементарное отсутствие опыта такой работы в Республике Коми. В связи с этим министр образования Республики Коми А.Т. Изъянов в начале 2004 года подписал приказ (№ 28 от 09.02.2004) об организации эксперимента по здоровьесбережению «Школа — территориальный центр здоровьесбережения» в четырех муниципальных общеобразовательных школах республики. Основной целью данного экспериментального проекта является накопление и распространение опыта по организации системной здоровьесберегающей деятельности в школах республики.
Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач, если обучить педагога психолого-педагогическим технологиям, которые позволят работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников.
Использование компьютера в учебном процессе, безусловно, ставит перед участниками педагогического процесса ряд проблем. Комплексная информатизация образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры как педагогов, так и школьников, использования в процессе обучения различных средств, форм и методов, наконец, использование компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий, что, естественно, оказывает существенное влияние на состояние здоровья участников учебно-педагогического процесса. Это лишний раз является напоминанием о том, что любой процесс должен строиться структурно грамотно в соответствии с определенными нормами и требованиями.
И педагоги, в свою очередь, должны осознавать свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и видеть решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами и методами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.


Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участником педагогического процесса.
В своей работе я имею цель раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых животрепещущих задач современного образования – формирование у учащихся адекватного новых, особых условий своей деятельности в условиях комплексной информатизации учебного процесса, формирование личности современного школьника, владеющего на достаточно высоком уровне не только багажом интеллектуальных знаний по предметам общеобразовательного цикла, но и знаний, умений и навыков здоровьесбережения в условиях современной школы.


Что такое «Здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
В настоящее время такие понятия как «образовательная технология», «педагогическая технология», не имеют общепринятой трактовки, так как зачастую слово «технология» ассоциируется, прежде всего, не с учебно-воспитательным процессов учреждения образования, а больше с производственным процессом.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции (Советская энциклопедия, 1981 г.). Технология – это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства (С.И.Ожегов).
Таким образом, мы видим, что хоть «технология» и чисто производственный термин, но, тем не менее, он активно проникает в педагогическую сферу деятельности.
Важнейшие черты любой технологии – научное предвидение, прогноз, программа и план. В педагогике оздоровления прогнозирование связано с предвидением конкретных перспектив развития учебно-воспитательного процесса, отражающего как задачи учреждения образования вообще, так и задачи совершенствования конкретного учащегося или педагога, участвующего в данном процессе. Задача прогнозирования сводится к выявлению вероятного проектирования учебно-воспитательного процесса, которое в наибольшей степени соответствует научным знаниям, отражает современные тенденции и определяет сам процесс и достижение заданного эффекта в условиях использования конкретной педагогической технологии. Прогноз может быть многовариантным. Следовательно, возможны некоторые корректировки и поправки. План представляет собой заранее намеченную систему мероприятий с использованием конкретных средств и методов. Промежуточным звеном между прогнозом и планом выступает программа. С учетом фактических изменений, происходящих с участниками учебно-воспитательного процесса в условиях педагогики оздоровления, возможна коррекция программ в зависимости от наличия антропогенных факторов, мотивов и интересов занимающихся и др. Таким образом, педагогическую технологию можно рассматривать как «строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов» (В.А.Сластенин). Смысл образовательной технологии – несколько «иная технологическая парадигма. Она не разделяет обучение, воспитание и развитие» (В.В.Гузеев). «Целями образовательной технологии является не только совокупность знаний и способов деятельности по учебному предмету, овладения которыми требует учебная программа, но и универсальные способности учащихся» (Н.И.Запрудский).
Для того, чтобы понять сущность понятия «образовательная технология педагогик
и здоровьесбережения», необходимо разобраться еще в нескольких понятиях.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни,
– процесс сохранения и развития психических и физических качеств, работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Качество здоровья отражает не условия жизни и не состояние организма или психики, а удовлетворенность человека состоянием своего организма по отношению к условиям жизни.

Критерии здоровья


  • Медицинские
  • Демографические
  • Психологические
  • Репродуктивные
  • Экономические
  • Физическое развитие
  • Заболеваемость
  • Социальные


Критерии социального здоровья
• Зрелость личности для преодоления примитивных инстинктов и влечений, отказа от эгоизма и эгоцентризма,
• Признание общечеловеческих ценностей,
• Уважение к иным точкам зрения, результатам чужого труда.
• Наличие сознания и воли.
• Готовность к изменению образа жизни и поведению, если это грозит здоровью.
• Безусловное уважение к жизни и достоинству любого человека.
• Эмоциональная сдержанность, вежливость, опрятность.
Новое понимание здоровья
• для деспотической системы идеал здоровья — быстрорастущий, физически выносливый, сильный, пригодный для кратковременной эксплуатации человек («человек-солдат»).
• для эпохи обращения к человеческим ценностям: биологическое здоровье (здоровая печень, иммунная система, здоровая нервная система и кардиореспираторная система и др.) как условие и базис для создания и совершенствования духовных и интеллектуальных ценностей человека, как залог высокого качества интеллектуальной деятельности.
Признаки государственной заинтересованности в здоровье нации
1. Процент национального дохода на финансирование здравоохранения.
2. Борьба за экологическую чистоту.
3. Отказ от рекламы алкоголя, табака.
4. Борьба с наркозависимостью.
5. Поддержка массовых видов физической культуры: шейпинг, аэробика, забеги, проплывы.
6. Формирование «моды» на двигательную активность, на закаливание, на здоровый образ жизни.
7. Обеспечение возможности рационального питания.

ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Школьные факторы риска для здоровья детей
• Объем учебной нагрузки и интенсивность обучения.
• Гиподинамия, влияние статистических поз и монотомии.
• Вредные привычки.
• Стрессовая педагогическая тактика.
• Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
• Психические перегрузки, учебные, экзаменационные стрессы.
• Неблагоприятные факторы школьной среды, в том числе нарушения СанПиНов.
• Отрицательная суггестия со стороны СМИ.
• Нарушения норм и организации питания.
• Неблагоприятная экология.
• Неадекватность нагрузок возрасту.
• Негативное влияние некоторых учебно-организационных факторов.
• Негативное влияние некоторых психолого-педагогических факторов.
• Антропотехногенные факторы (электромагнитные поля компьютеров, транспортное утомление, шум и др.).
• Низкий уровень индивидуализации обучения.
• Отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за свое здоровье и общества перед человеком за его здоровье.
• Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.
• Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
• Недостаточная грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
• Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
• Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
• Провалы в существующей системе физического воспитания;
• Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в т.ч. по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию и сексуальному просвещению, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).

Особенности воздействия на здоровье детей школьных факторов риска
• Длительный период (10 лет) действия факторов риска.
• Низкая интенсивность действия факторов риска и, следовательно, трудности в обнаружении их негативного влияния на здоровье детей в относительно короткие периоды времени.
• Комплексность и системность действия школьных факторов риска.
• Действие факторов риска приходятся на периоды интенсивного роста и развития детей, которые являются наиболее ранимыми для формирования их здоровья.



Также для определения понятия «образовательная технология педагогики здоровьесбережения» составим схему-тезаурус (понятийный словарь), который может быть представлен следующим образом: выделяются основные идеи-составляющие (цель, задачи, принципы и т.д.), которые затем разбиваются на мелкие факты-составляющие, и все это в целом помогает всесторонне охарактеризовать важное для нас понятие.

Схема-тезаурус

1. Нормативно-правовая база учебно-воспитательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 200г. № 751.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1.
- Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Утвержден приказом Минобразования России от 9 февраля 1998г. № 322.
- Обязательный минимум содержания начального общего образования. Утвержден приказом Минобразования России от 19 мая 1998г. № 1235.
- Временные требования к обязательному минимуму содержания общего образования. Утверждены приказом Минобразования России от 19 мая 1998г. № 1236.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобразования России от 30 июня 1999г. № 56.
- Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений.
- Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. Утверждено приказом Минобразования России от 15 мая 200г. № 1418.
-И другие.


2. Направленность образовательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения
2.1. Медико-гигиеническая (осуществляемая при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик).
2.2. Физкультурно-оздоровительная (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности).
2.3. Экологическая (создание гармоничных взаимоотношений с природой).


3. Создание здоровьеформирующей образовательной среды
3.1. Кабинет здорового образа жизни, оборудованный комплексом, который обеспечивает возможность мониторинга здоровья.
3.2. Школьный врач.
3.3. Грамотный педагог.


4. Здоровье как предмет здоровьесберегающих образовательных технологий
4.1. Здоровье физическое.
4.2. Здоровье психическое.
4.3. Здоровье социальное.
4.4. Здоровье нравственное.


5. Критерии оценки здоровья
5.1. Уровень работоспособности.
5.2. Оценка наличия вредных привычек.
5.3. Выявление физических дефектов.
5.4. Оптимальный двигательный режим.
5.5. Рациональное питание.
5.6. Закаливание и личная гигиена.
5.7. Положительные эмоции.
5.8. Социальное благополучие.


6. Учащиеся учреждения образования как объект здоровьесберегающих образовательных технологий
6.1. Основные элементы деятельности учащихся:
- Взаимозависимость;
- Взаимопомощь;
- Индивидуальная ответственность;
- Коммуникативность;
- Совместная оценка.


7. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
7.1. Стратегическая (на длительный период).
7.1.1. Система знаний, умений, навыков в области здоровьесбережения.
7.1.2. Развитие:
- Интеллекта;
- Памяти;
- Мышления;
- Воображения;
- Речи;
- Внимания;
- Физических качеств.
7.1.3. Воспитание:
- Нравственности;
- Характера;
- Физическое совершенствование;
- Самовоспитание учащихся.
7.1.4. Активизация деятельности учащихся:
- Активность учащихся (интерес к собственному здоровью как фактор повышения активности учащихся; удовлетворенность занятиями; роль биологического фактора в проявлении двигательной активности);
- Способы повышения активности (создание положительного эмоционального фона на занятиях; правильная постановка задач занятия; оптимальная загруженность учащихся; соблюдение дидактических принципов).
7.2. Тактическая (на короткий промежуток времени – урок, занятие).


8. Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий
8.1. Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность).
8.2. Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
8.3. Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса).
8.4. Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).


9. Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Принцип «Не навреди!»;
- Принцип сознательности и активности;
- Непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности и индивидуальности;
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- Системного чередования нагрузок и отдыха;
- Постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
- Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
- Принцип комплексного сквозного подхода;
- Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
- Принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу;
- Принцип аксиологического подхода;
- И другие.


10. Формы занятий
- С использованием профилактический методик;
- С применением функциональной музыки;
- С чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- В виде реабилитационных мероприятий;
- Через массовые оздоровительные мероприятия;
- Создание здоровьеформирующей образовательной среды;
- И другие.
10.1. Урочные формы – индивидуальные и групповые
10.1.1. Признаки урока:
- Ведущая роль педагога-специалиста;
- Стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и правильное чередование работы и отдыха);
- Постоянный состав занимающихся, желательно однородный по возрасту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, специализации;
- Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся;
- Широкие возможности применения различных методов обучения, воспитания и организации, контроля и управления с обязательным учетом уровня физического состояния учащихся и т.д.
10.1.2. Классификация занятий урочного типа – вводные; изучение нового и повторение пройденного материала; контрольные – проводятся для периодического подведения итогов; смешанные (комбинированные) уроки и др.
10.1.3. Типовая структура урока:
- Подготовительная (вводная) часть.
Задачи: организация занимающихся и обеспечение их общей функциональной готовности для решения задач основной части урока.
- Основная часть.
Задачи: специальная функциональная подготовка; сообщение учащимся и усвоение ими знаний в области здоровьесбережения; формирование умений и навыков; формирование умения применять навыки в новой меняющейся обстановке.
- Заключительная часть.
Задачи: организованное завершение урока; снижение психического и физического напряжения отдельных органов и систем организма, приведение их к оптимальному уровню для последующей деятельности.
10.1.4. Требования к содержанию и методике проведения занятий урочного типа:
- При решении конкретных задач урок представляет завершенное целое, логически связанное с предыдущими и последующими уроками.
- Доступность содержания урока.
- Разностороннее влияние на учащихся.
- Подчинение общим целям нравственного, умственного, физического, эстетического и трудового воспитания.
- Разнообразие деятельности учащихся как по содержанию, так и по характеру.
- Непрерывность деятельности учащихся.
- Использование разнообразных методов обучения, развития и воспитания, соответствующих задачам, особенностям занимающихся, условиям проведения урока, возможностям педагога.
10.2. Неурочные формы – индивидуальные занятия, групповые занятия (утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и минутки, развлечения, игры, соревнования и т.д.).
Основная цель таких занятий – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение или повышение работоспособности.
10.2.1. Признаки занятий неурочного типа:
- Самодеятельность и самостоятельность учащихся.
- Ограниченное содержание и упрощенная структура (гигиеническая гимнастика, физкультминутки и т.д.).
- Проявление личной инициативы и самостоятельности.
10.2.2. Классификации занятий неурочного типа.
Виды:
- Эпизодические (развлечения, соревнования).
- Систематические (утренняя и вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).
Формы:
- Малые формы (утренняя гигиеническая и гимнастика до занятий, физкультпаузы и физкультминутки, микросеансы отдельных физических упражнений общеукрепляющего характера, тренировочные программы, рассчитанные на получение кумулятивного эффекта, в частности, при использовании бега на месте, прыжков со скакалкой и т.д.).
- Крупные формы занятий (самодеятельные восстановительные занятия, подобные урочным (индивидуальные и групповые), рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха, степ-аэробика, спинбайк-аэробика, занятия с использованием различных тренажеров и оригинального инвентаря).
10.2.3. Виды неурочных занятий:
- Фоновые занятия – зарядка, гигиеническая гимнастика, прогулки, бег, занятия на дорожках здоровья, купание, плавание.
- Занятия учебно-воспитательного характера – самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога; репетиции к выступлениям, праздникам.
- Занятия смешанного характера – прогулки выходного дня; походы; подвижные игры рекреационного типа; резвлечения рекреационного типа.


11. Средства здоровьесберегающих образовательных технологий
11.1. Средства двигательной направленности:
- Элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метания и др.).
- Физические упражнения (без предметов, с предметами).
- Танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные движения, танец, музыкальное сопровождение).
- Физкультминутки и подвижные перемены.
- Эмоциональные разрядки и «минутки покоя».
- Гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости).
- Лечебная физкультура.
- Подвижные игры.
- Массаж, самомассаж.
- Психогимнастика.
- Тренинги и др.
11.2. Оздоровительные силы природы:
- Солнечные и воздушные ванны.
- Водные процедуры.
- Фитотерапия.
- Ароматерапия.
- Ингаляция.
- Витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).
11.3. Гигиенические факторы:
- Выполнение санитарно-гигиенических требований.
- Личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.).
- Проветривание и влажная уборка помещений.
- Соблюдение общего режима дня.
- Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ.
- Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.


12. Дидактический материал, наглядность, инвентарь здоровьесберегающих образовательных технологий
По цели деятельности:
- тренировочный;
- познавательный;
- творческий.
По уровню:
- информативность;
- объем;
- абстрактность.


13. Методический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий
13.1. Методы:
- Фронтальный;
- Групповой;
- Практический метод;
- Познавательная игра;
- Ситуационный метод;
- Игровой метод;
- Соревновательный метод;
- Активные методы обучения;
- Воспитательные, просветительские и образовательные программы;
- Метод индивидуальных заданий.
13.2. Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Защитно-профилактические (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
- Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
- Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).


14. Требования к педагогу
14.1. Профессионализм.
14.2. Личная заинтересованность.
14.3. Владение основными технологическими умениями:
- Пластические умения;
- Логические умения;
- Экспрессивные умения (образность и интонационная выразительность);
- Дискуссионные умения (образ сотрудничества и образ собеседования);
- Перцептивные умения (умение видеть, слушать, слышать).


15. Педагогический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий
15.1. Педагогическое общение
15.1.1. Функции педагогического общения:
15.1.1.1. «Открытие» ученика на общение:
- Выбор пластической позы (открытая поза; руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях, ладони время от времени разворачиваются к учащимся; пластика плавная, мелодичная; преобладание психологических жестов над описательными; для привлечения внимания учащихся делается несколько шагов от стола вперед, для ослабления внимания – несколько шагов назад);
- Подача информации с позиции «Мы» (физический барьер – нарушение границы личного пространства ученика, размеры которого составляют 50-60 см; занятие позиции не над учеником, стоя, сверху, а рядом, сидя; социальный барьер – ученик и учитель – партнеры;
- Установление личного контакта – вербального (словами), визуального (глаза), тактильно (прикосновение).
15.1.1.2. «Соучастие» ученику в педагогическом общении:
- Демонстрация расположенности (пластика, мимика);
- Проявление интереса (умение слушать и слышать; умение верно задавать вопросы);
- Оказание помощи («Давай, помогу…», «Позволь тебе помочь…», «Мне бы так хотелось тебе помочь…» и т.д.).
15.1.1.3. «Возвышение» ученика в педагогическом общении:
- Принятие ученика как данности (Правило «Трех «П»» - Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть);
- Просьба о помощи ( помощь, о которой просят ученика, должна быть посильной, должна реально осуществляться, форма обращения к ученику должна быть этически грамотной);
15.1.2. Формы воздействия учителя на учащихся в процессе общения:
- Проявление внимания к учащимся;
- Просьба учителя;
- Требования учителя;
- Убеждения учителя;
- Внушение;
- Принуждение;
- Поощрение (одобрение, похвала, материальная форма, благодарность, присвоение звания и др.);
- Наказание (неодобрение, замечание, лишение удовольствия, выговор, исключение из коллектива);
- Ситуация успеха и неуспеха;
- Эффект ожидания;
- Условия для демонстрации «Я»;
- Педагогическая реакция на поступок;
- Оценка действий и поступков учащихся;
- Организация и дисциплина.
15.2. Педагогическая оценка
15.2.1. Шесть технологических правил:
- Поощрение как оценочная доминанта.
- Безоценочность суждений.
- Отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения.
- Как можно меньше запретов типа «нельзя», «не…» и др.
- Не злоупотреблять наказанием.
- Предавать забвению возложенное наказание (за один проступок не должен нести несколько наказаний).
15.2.2. Требования:
- Объективность.
- Индивидуальный подход.
- Конкретность.
- Гласность.


16. Основные понятия
16.1. Здоровый образ жизни (Healthy life style)
16.1.1. Категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни.
16.1.2. Комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды.
16.1.3. Активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека.
16.1.4. Организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.
16.1.5. Поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.
16.2. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы. В отличие от нормативов здоровьесберегающее пространство школы рассматривает позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которая способствует сохранению и повышению здоровья учащихся. Гигиенические нормативы предполагают случаи явного вреда для здоровья.
16.3. Здоровьесберегающая педагогика.
16.3.1. Педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-познавательного процесса.
16.3.2. Образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей.
16.3.3. Область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.
16.4. Здоровьесберегающие технологии в школе (ЗСТШ) – системно-организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.
К здоровьесберегающим технологиям в школе (ЗСТШ) относятся:
- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии (ЗСУВТ),
- здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ),
- здоровьесберегающие медицинские технологии,
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе.
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.

На основе составленного выше тезауруса можно представить следующую трактовку понятия «образовательная технология педагогики здоровьесбережения».
Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесбережение в образование предполагает органичное взаимодействие коллектива школы, учащихся, родительской общественности, а также объединение усилий специалистов трех необходимых профилей (педагогов, медиков, психологов) под руководством координатора комплексной школьной программы здоровья. Поэтому реализация всей деятельности подразделяется на следующие направления: физиолого-валеологическое, психологическое, педагогическое.


Медицинское (физиолого-валеологическое) направление.
Диагностическая работа — за основу диагностической работы медицинского персонала школы должен быть взят трехэтапный скрининг: школьная медсестра — врач-педиатр — врач-специалист. Кроме скрининга обязательными являются методы, диагностирующие уровень адаптации ребенка к окружающей среде. Последнее имеет особое значение, так как состояние перенапряжения и срыва адаптации есть не что иное, как состояние предболезни.
Реабилитационная и развивающая работа медиков и физиологов включает:
- формирование здоровья школьников немедикаментозными методами и реабилитация детей с наиболее часто встречающимися «школьными» заболеваниями без отрыва от учебного процесса.
Профилактическая работа: диспансеризация школьников, имеющая целью упреждающее выявление отклонений от нормы, контроль за организацией питания, программа по очистке воды, широкомасштабная фитопрофилактика и фитотерапия, массовая аэрофитотерапия, лечебная и развивающая физическая культура, специализированные программы по офтальмологии, стоматологии, астеноневротическим реакциям. Проводят работу по пропаганде здорового образа жизни и медицинское просвещение учащихся, родителей, педагогов и психологов.


Психологическое направление.
Цель школьной психолого-педагогической деятельности – психологическое сопровождение ребенка в процессе школьного обучения. Психологическое сопровождение представляет собой целостный, многофункциональный процесс, в котором условно могут быть выделены три основных направления деятельности школьного психолога:
- прикладная школьная диагностика;
- развивающая работа со всеми школьниками и психологическая помощь детям групп риска;
- просвещение и консультирование всех участников образовательного процесса;
- диспетчерская функция (направление ребенка и родителей к тому специалисту, который может оказать им специализированную помощь).
В начальной школе основной упор делается на развитие эмоционально-личностной сферы (формирование устойчивой учебной мотивации, повышение эмоциональной стабильности, развитие адекватной самооценки и др.). В младшем подростковом возрасте развивающие занятия в большей степени насыщаются интеллектуально-познавательным содержанием, в старшем подростковом возрасте упор делается на развитие социальных навыков и качеств школьников, в старшем школьном возрасте снова возрастает интерес к эмоционально-личностной сфере.


Педагогическое направление.
Деятельность по развитию здоровья школьников в рамках учебного заведения может быть вполне результативной только при участии в этом процессе педагогических работников. Речь идет не только и не столько о буквальном привнесении оздоровительной работы в учебный процесс, сколько о целостной перестройке педагогического подхода.
Сущностные черты предлагаемой педагогической технологии здоровьесбережения:
• Разграничение разделов содержания общего образования. Данное проектное решение предполагает наличие трех основных предметных областей как базовых. Подобная дифференциация создает оптимальные условия не только для более тесного налаживания межпредметных связей, но и для адаптации здоровьесберегающих модульных технологий. Критерием группировки служит соотнесённость образовательной области и ЧЕЛОВЕКА. В данном случае это: естественнонаучная (взаимодействие человека и природы); гуманитарная (отношения человека с себе подобными); рефлексивная (методы познания человеком самого себя, своего мышления и функциональных возможностей организма). Последняя является определяющей, потому что научив ребенка методам познания себя и мира вокруг себя, школа выпускает в мир человека, защищенного от любых поворотов действительности, поскольку он способен сам адекватно оценить обстановку и принять максимально оптимальное для своего существования решение.
• Разделение уровней компетенции участников учебной деятельности. В качестве нормируемых показателей (инвариантов) выступают: количество часов, отводимых в параллели на изучение предметов каждой из областей, а также результаты учебной деятельности, которые должны быть достигнуты. Вариативная же часть должна исходить из анализа и учёта индивидуальных особенностей учащихся. Установление номенклатуры учебных предметов, нормирование времени изучения, введение нетрадиционных уроков являются прерогативой школы. Вопрос об использовании (или не использовании) традиционных и нетрадиционных предметов, решается исключительно администрацией школы и учителями. Выбор конкретного варианта содержания предмета, методические принципы его преподавания осуществляются учителем в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.


Все три направления деятельности школы проявляются во взаимопроникающей деятельности специалистов различных профилей в условиях единого целеполагания. Педагогическое направление воздействует на «смежные» направления главным образом в результате изменения содержания образования. Медицинское направление влияет на психологическое и педагогическое — выработка рекомендаций, связанных с динамикой функционального состояния и динамикой учебного процесса. Психологическое направление влияет на смежные посредством оказания целостной психологической помощи педагогам, детям, родителям на изменение отношения к здоровью. Вопросы координации, своевременности и обеспеченности в реализации тех или иных мероприятий — сфера компетенции программы образовательного учреждения.


Принципы здоровьесберегающих технологий

Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Да, важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.


Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.
Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических зантяий снижает функциональные возможности организма.
Работая, например, за компьютером, ученик должен быть приучен к обязательному систематическому выполнению комплексов восстанавливающих упражнений: защитно-профилактических (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующих (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующих и т.д.


Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.


Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка. Она предполагает преемственность ступеней обучения.


Принцип индивидуализации и доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологиях.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий. Педагог должен владеть знанием гигиенических норм и требований к режиму и длительности занятий с учащимися каждого конкретного возраста, к условиям проведения занятий (световая среда, помещение, мебель и оборудование) и т.д.
Деятельность учащихся должна быть доступной и посильной, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма. При построении учебного процесса, при составлении расписания занятий – важно учитывать биологические ритмы, свойственные организму, динамику работоспособности учащихся в течение дня, суток, недели, механизмы повышения работоспособности, рациональное чередование деятельности. Педагогическая эффективность занятий теснейшим образом связана с работоспособностью и утомлением. При утомлении школьника снижается успеваемость, ухудшается память, появляются трудности в усвоении нового материала, снижается активность, падает продуктивность занятия, возникает состояние неудовлетворенности, неуверенности в своих силах, теряется положительная мотивация к занятию, снижается уровень работоспособности.


Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.


Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.


Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Особенно важно учитывать индивидуальные особенности учащихся при организации занятий с использованием современных информационных средств обучения – аудио-, видео-, компьютерной техники и т.д. Безусловно, использование данных средств, а именно компьютеров, оказывает влияние на реакцию организма школьников в зависимости от их состояния здоровья. Комплексная оценка медицинских показателей здоровья учащихся, которые относятся к одной из трех групп здоровья, при участии в учебном процессе с использованием компьютерных средств показывает существенные различия между ними (I группа (здоровые), II группа (имеющие функциональные отклонения), III группа (имеющие хронические заболевания в стадии компенсации)). Во время занятий с использованием компьютеров устойчивость функционирования зрительного анализатора, например, сохраняется у детей I группы здоровья в большинстве случаев, у детей II группы здоровья – более чем в половине случаев, у детей III группы здоровья – менее чем в половине случаев. Зрительное утомление встречается в 2 раза чаще у детей, относящихся к III группе здоровья, чем у детей I и II групп здоровья. В связи с этим, можно утверждать, что на занятиях подобного типа обязательно применение приемов и методов здоровьесберегающей педагогики.


Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые. Однако в условиях комплексной информатизации образования, компьютеризации процесса обучения более всего у учащихся подвержены неблагоприятному воздействию именно зрительные анализаторы. Школьник, общаясь с компьютером, и конкретно, с монитором, вынужден рассматривать информацию на светящемся экране с близкого расстояния. Аккомодационная система глаза все время находится в напряжении, более серьезном, чем в других условиях: при чтении книг, учебников, при просмотре телепередач.
Зрительное утомление сопряжено с нервным напряжением, нарушается устойчивость механизмов регуляции и при определенных условиях работа на компьютере становится стрессогенной. При использовании в учебном процессе компьютеров и других технических средств обучения, мы создаем для школьников ситуацию стресса, если данное обучение не соответствует требованиям педагогики здоровьесбережения.


Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Считается, что появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса при работе за компьютером связаны не только со спецификой нервного и зрительного напряжения, но и с тем, что школьнику приходится, сидя за компьютером, долгое время находится в статическом положении.
Двигательная активность школьников в течение дня не соответствует двигательному оптимуму и совершенно недостаточна для нормального развития растущего организма, особенно, если ученик много времени проводит за компьютером. Под влиянием такой работы могут происходить нарушения не только функции зрения, слуха, но и, прежде всего, осанки. Соблюдение принципа активности в педагогической практике современного педагога позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.


Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.


Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.


Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в осуществлении преемственности между возрастными видами деятельности.


Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Работая за компьютером, очень важно соблюдать особые гигиенические требования и нормы, предъявляемые к продолжительности работы, к световому режиму, к осанке и т.д.


Принцип гарантий – реализации конституционных прав детей на получение образования и воспитания, выполнение государственных гарантий на укрепление здоровья подрастающего поколения.


Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как их практического применения.


Принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу позволит сделать обучение увлекательным и легким как для педагога, так и для учащихся. Педагог – важнейшее лицо в учебно-воспитательном процессе современной школы. Человек высокой культуры, он воспитывает культуру личности, создает фундамент культуры последующих поколений, сам стремится к совершенствованию, учит детей быть более совершенными как физически, так и духовно.


Принцип аксиологического подхода трактует тезис о том, что человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, среди которых основная категория – здоровье человека.

Стиль общения педагога с учащимися в условиях здоровьесберегающих технологий

Некоторые художники пытаются представить процесс обучения школьников в будущем, изображая ученика наедине с компьютером. Следует не согласиться с подобными попытками представить обучение без Педагога. Никогда компьютер не займет место Учителя. Учитель всегда будет востребован!
Тип общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья как учителя, так и учеников. Более того, по материалам опроса педагогов и учащихся 40 % из них отмечают существенное влияние использования компьютерных технологий в учебном процессе на изменение стиля общения между учителем и учеником (сотрудничество).
В педагогической практике общеприняты типичные стили воздействия педагога на учащихся. Насколько они приемлемы для педагогики здоровьесбережения в условиях информатизации учебно-познавательного процесса?


Императивный (авторитарный) стиль
Условно назовем такой подход подходом «твердой руки». Поскольку этот стиль представляет собой требование неукоснительного подчинения, его называют жестким стилем. Императивный стиль руководства говорит о твердой воле педагога, но не несет ученику любви и спокойной уверенности в хорошем отношении своего учителя к нему самому. Подобный стиль общения взрослого с ребенком в своем крайнем выражении является антипедагогическим и поэтому недопустим в практике педагогики здоровьесбережения.


Либерально-попустительский стиль
Этот стиль представляет собой терпимость, слабость, снисходительность. Такой невмешательский подход можно назвать подходом «руки прочь».


Демократический стиль
Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу. Этот стиль призван обеспечить активность позиции, сознания, нравственных установок. Такой подход можно назвать подходом «возьмемся за руки». Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, этот стиль требует от учителя большого душевного напряжения, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства возможно эффективное осуществление идей педагогики здоровьесбережения.
На основании особенностей типичных стилей воздействия педагога на учащихся в классификацию технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью, позиции ребенка в образовательном процессе выделены следующие технологии:
Авторитарные (императивные), отличающиеся жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, избыточным применением требований и принуждения.
Дидактоцентрические, также построенные на субъект-объектных отношениях учителя и ученика, приоритете обучения над воспитанием.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические), которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Эзотерические, основанные на идеях «неосознаваемого» знания, поиски истины и путей, к ней ведущих. При таком подходе педагогический процесс превращается в приобщение ребенка, как центра взаимодействия с Вселенной.
При рассмотрении этих технологий с позиции учета воздействия на здоровье авторитарные (императивные) и дидактоцентрические не могут быть отнесены к здоровьесберегающим, только личностно-ориентированные (антропоцентрические), имеют все признаки здоровьесберегающих образовательных технологий.


Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
И хотя в реальной действительности каждый педагог в практику своего взаимодействия с учащимися вносит элементы всех известных стилей, все-таки каждый из учителей знает о себе, какой стиль общения с детьми доминирует в его деятельности, и, следовательно, какая из образовательных технологий ему ближе. Поскольку именно педагог с его личными особенностями является транслятором идей той технологии, которую он избрал для работы.
Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Именно хорошее здоровье учащихся может обеспечить успешность обучения. В зависимости от стиля общения учителя с классом и с отдельным школьником меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психической активности ученика.
Доказано, что уже сам стиль общения, который свойственен учителю, определяет меру успешности ребенка в учебной деятельности.
Демократический стиль несет в себе призыв к познавательной активности. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.
Императивный же стиль затрудняет сотрудничество и организацию познавательной активности.
Педагогическая практика показывает, что именно демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи, даже когда он вынужден отрабатывать действия, которые требуют от него, прежде всего, волевой регуляции, особенно в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса современной школы.
Именно демократический стиль общения создает условия для положительного эмоционального воздействия на школьников в процессе обучения.
Именно демократический стиль общения близок по духу здоровьесберегающим образовательным технологиям.

Школьник и компьютер

На фоне того, что информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности и становится одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе, для современной школы становится характерным осуществление комплексного подхода к процессу информатизации, включающего освоение информационных технологий в качестве дидактического инструмента в рамках не только уроков информатики, но и уроков частных методик.
Комплексная информатизация образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры как педагогов, так и школьников, используя в процессе обучения компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни и деятельности современного общества. Но, как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера следует особо выделить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся.
И решена она может быть исключительно на основе комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, технических, организационных.
Проблема охраны здоровья школьников на занятиях в компьютерных классах – это, прежде всего, вопросы формирования у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в компьютерном классе, а не просто изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера.
Только понимание здоровья как сложной многоуровневой системы, в которой физиологические аспекты тесно взаимодействуют с социальными, позволит увидеть несостоятельность утверждений о том, что компьютер представляет некую угрозу для здоровья школьников в процессе обучения, являясь исключительно негативным фактором.
Основные составляющие проблемы компьютеризации, определяющиеся, прежде всего, физиологическими особенностями работы человека за компьютером и техническими параметрами средств компьютеризации («человеческая» и «техническая») – тесно переплетены и взаимосвязаны. Именно поэтому дальнейшее рассмотрение проблемы видится в следующем ракурсе: здоровье школьника – здоровье компьютера.

Здоровье школьника и здоровье компьютера

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером – одна из самых напряженных и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья, и работа за компьютером по установленным правилам не должна превышать 50% продолжительности рабочего дня. Наибольшая частота функциональных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. Отечественные и зарубежные исследования утверждают, что более 90 % работающих за мониторами жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, слезоточение, жжение или боли в области глаз.
А о здоровье ребенка взрослые обязаны подумать еще задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера.
Прежде всего, педагог должен быть достаточно компетентным в вопросах возрастных особенностей своих воспитанников. Важно предупредить любое возможное отклонение в состоянии здоровья учащегося, если такое может случиться при использовании конкретных методов и приемов обучения.
Детский развивающийся организм имеет свои особенности.
Быстрый скачкообразный темп темп роста и развития школьника уже с первого класса приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм становится чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести ограничение двигательной активности, статические нагрузки, психические напряжения, связанные с учебной деятельностью.
В младшем школьном возрасте продолжается рост и окостенение почти всех 206 костей скелета, остающихся в ряде участков хрящевыми. Особенно активно идет формирование костей таза, кисти, предплечья. Позвоночные хрящи остаются еще мягкими, эластичными. Очень чувствителен к воздействиям деформирующих факторов позвоночный столб, в котором костная основа еще окончательно не сформирована.
Мышечный комплекс, составляющий брюшной пресс, состоит из анатомически сформированных мышц, но их фасции и сухожилия еще развиты слабо. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы шеи, груди и поясницы, а также межпоперечные мышцы и связки позвоночного столба образовали своего рода «естественный мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Преобразуется форма грудной клетки: из округлой, свойственной детям более раннего возраста она становится уплощенной в переднезаднем направлении…
Все эти особенности детей школьного возраста очень важно учитывать при посадке ребенка перед компьютером.
Нас, конечно же, беспокоит та сидячая поза, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.
Осанка – это положение, которое принимает тело, когда человек сидит за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовывать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развитии растущего организма школьника.
Необходимо всегда помнить о правилах правильной посадки учащихся за партой (Приложение 1). Для учащихся необходимо составить инструкцию правильной посадки как за партой, так и за компьютером (Приложение 2).
Для улучшения осанки можно использовать специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (разработана специалистами в области «медицинской эргономики» и включает наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения). Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером. Их можно выполнять в любое время и в любом месте. Эрг-упражнения достаточно просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Они помогают поддержать хорошую физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы – здоровым и безболезненным (Приложение 3).
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неправильной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда – остеохондроз, а у детей сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах.
Во время учебного процесса в результате ежедневных статических нагрузок в человеческом организме могут возникать незаметные микротравмы. Большинство серьезных нарушений в организме происходит уже на базе накопившихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как царапина или перелом. Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько недель или даже месяцев сидения в неправильной позе или выполнения неправильных повторяющихся движений. Повторяющиеся действия приводят к накоплению продуктов распада в мышцах. Эти продукты и вызывают болезненные ощущения. Очень трудно предотвратить повторяющиеся движения кистей и ладоней при работе на компьютере, однако, регулярные перерывы и профилактические упражнения могут предотвратить повреждения и травмы.
Очень важно запомнить несколько «золотых правил» при работе за компьютером, которые помогут получить от занятий максимум удовлетворения.
Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть – общая, музыкальная, танцевальная или для глаз .
Правило второе: когда работаешь – сиди расслаблено.
Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе.
Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.
Правило пятое: закончил занятие – сделай разминку.
Правило шестое: заботься о зрении при работе на компьютере .


Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое утомление у учащихся, студентов и служащих, работающих на компьютерах, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром» (CVS – Computer Vision Syndrome). Причина данного расстройства в том, что зрительная система человека, приспособленная для восприятия объектов в отраженном свете (лес, небо, дерево, картина, книга, текст и т.п.), а не для работы с дисплеем монитора, который принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения – его свечение, мерцание на экране вызывает зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Очень часты жалобы на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз.
Как же построить учебный процесс с использованием информационных технологий с детьми младшего школьного возраста, которых привлекает все яркое, необычное, броское? А восприятие учебного материала, естественно, оказывает существенную нагрузку на глаза школьника.
Тут уместно одно из правил работы на компьютере: заботься о зрении при работе на компьютере!


У детей очень рано проявляется способность воспринимать свет и дифференцировать его по степени яркости (светоощущение). Адаптация к высокому уровню освещенности происходит в течение 1 мин, при этом чувствительность глаза резко понижается. Светоадаптация различна относительно возраста человека – ее показатели повышаются с 5 до 20-30 лет. В течение дня она тоже различна – максимальная светочувствительность в 12 часов дня, а минимальная – в 24 часа. На эти показатели существенно влияет общее состояние организма, утомляемость, учебные перегрузки, длительность занятий за компьютером и т.д.
Поскольку детали на мониторе компьютера достаточно мелкие, важно обратить внимание еще и на такую способность зрительного восприятия школьников, как остроту зрения. Чем меньше расстояния между двумя различными точками, тем больше острота зрения.
Естественно, что при продолжительной работе, связанной с напряжением органов зрения, острота зрения понижается. Все, что связано с работой на компьютере, требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, школьник постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы – чтение, письме, просмотре телевизионных передач, видеофильмов.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
В связи с этим очень важно не просто соблюдать гигиену занятий за компьютером, но и обязательно выполнять со школьниками специальные упражнения зрительной гимнастики.
Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движения глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, на практике используются специальные упражнения (с меткой на стекле, например), предназначенные для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.
Зрительная гимнастика проводится дважды в течение занятия с использованием ПЭВМ: первый раз – в середине работы на ПЭВМ (после 7-8 мин) и второй раз – по окончании работы на компьютере. Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1-2 мин.


Использование компьютерных технологий на уроках позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.
В то же время, с применением современных информационно-коммуникативные технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!




Приложение 1

Правила удобной посадки школьника

1. Сиди прямо. Голову чуть-чуть наклони вперед. Обопрись на спинку стула и проведи ладонь между грудью и краем стола. Если ладошка свободно прошла, значит, ты сидишь правильно.
2. Сиди ровно, не отклоняясь ни влево, ни вправо.
3. Тетрадь или книгу держи от глаз на расстоянии, равном от локтя до кончиков пальцев, что всегда можно самостоятельно проверить.
4. Руки на столе лежат свободно и спокойно.
5. Ноги стоят на полу ровно и уверенно.

При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем за обычным письменным столом. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, в не наклоняться вперед. К характеристикам неправильного положения тела при работе за компьютером можно отнести следующее:
- Сгорбленное положение (увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник, приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку).
- Голова выдвинута вперед (такая осанка часто возникает по следующим причинам: глядя на экран монитора, школьник напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед; сидя в такой позе, напряженные мышцы у основания головы и шеи могут привести к следующим нарушениям: головные боли, боль в шее, боль в руках и кистях).
- Сутулость (линия плеч располагается не точно над линией бедер и под линией ушей; сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча. Сутулость может приводить к развитию: синдрома запястного канала, синдрома ущемления плеча).





Приложение 2

Инструкция правильной посадки за компьютером

1. Сядьте прямо.
2. Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитору (нельзя сидеть вполоборота).
3. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку.
4. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.
5. Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.
6. Расслабьте плечи, руки расслаблено положите на стол (или на клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.
7. Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.
8. Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.
9. У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.
10. Руки выпрямите более чем наполовину (угол в локте должен быть больше 90°).
11. Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.
12. Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне.
13. Голову держите прямо, по желанию – с небольшим наклоном вперед.

Приложение 3

Эрг-упражнения

1. «Глядя в небо»
И.п. – стоя, руки лежат на бедрах.
Медленно отклоняться назад глядя в небо.
Вернуться в исходное положение.
2. «Египтянин»
И.п. – сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.
Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад.
В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.
3. «Абра-кадабра»
И.п. – сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра – (медленно сжать ладони в кулак).
Кадабра – (медленно разжать кулаки).
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.
4. «Разговор с ладонью»
И.п. – сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч.
Отогнув левую кисть назад так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.
5. «Приподнимание крышки стола»
И.п. – сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд. Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз.