Главная Школа для родителей здоровый ребенок Компьютер и здоровье
PDF Печать E-mail
Автор: Ахрамеева Юлия Викторовна, 22 года, учитель информатики г. Воркута   


Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
И хотя в реальной действительности каждый педагог в практику своего взаимодействия с учащимися вносит элементы всех известных стилей, все-таки каждый из учителей знает о себе, какой стиль общения с детьми доминирует в его деятельности, и, следовательно, какая из образовательных технологий ему ближе. Поскольку именно педагог с его личными особенностями является транслятором идей той технологии, которую он избрал для работы.
Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Именно хорошее здоровье учащихся может обеспечить успешность обучения. В зависимости от стиля общения учителя с классом и с отдельным школьником меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психической активности ученика.
Доказано, что уже сам стиль общения, который свойственен учителю, определяет меру успешности ребенка в учебной деятельности.
Демократический стиль несет в себе призыв к познавательной активности. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.
Императивный же стиль затрудняет сотрудничество и организацию познавательной активности.
Педагогическая практика показывает, что именно демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи, даже когда он вынужден отрабатывать действия, которые требуют от него, прежде всего, волевой регуляции, особенно в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса современной школы.
Именно демократический стиль общения создает условия для положительного эмоционального воздействия на школьников в процессе обучения.
Именно демократический стиль общения близок по духу здоровьесберегающим образовательным технологиям.

Школьник и компьютер

На фоне того, что информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности и становится одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе, для современной школы становится характерным осуществление комплексного подхода к процессу информатизации, включающего освоение информационных технологий в качестве дидактического инструмента в рамках не только уроков информатики, но и уроков частных методик.
Комплексная информатизация образования может рассматриваться как процесс обеспечения в образовательной системе условий для формирования информационной культуры как педагогов, так и школьников, используя в процессе обучения компьютерной техники как основного атрибута современных образовательных технологий.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни и деятельности современного общества. Но, как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера следует особо выделить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся.
И решена она может быть исключительно на основе комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, технических, организационных.
Проблема охраны здоровья школьников на занятиях в компьютерных классах – это, прежде всего, вопросы формирования у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в компьютерном классе, а не просто изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера.
Только понимание здоровья как сложной многоуровневой системы, в которой физиологические аспекты тесно взаимодействуют с социальными, позволит увидеть несостоятельность утверждений о том, что компьютер представляет некую угрозу для здоровья школьников в процессе обучения, являясь исключительно негативным фактором.
Основные составляющие проблемы компьютеризации, определяющиеся, прежде всего, физиологическими особенностями работы человека за компьютером и техническими параметрами средств компьютеризации («человеческая» и «техническая») – тесно переплетены и взаимосвязаны. Именно поэтому дальнейшее рассмотрение проблемы видится в следующем ракурсе: здоровье школьника – здоровье компьютера.

Здоровье школьника и здоровье компьютера

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером – одна из самых напряженных и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья, и работа за компьютером по установленным правилам не должна превышать 50% продолжительности рабочего дня. Наибольшая частота функциональных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. Отечественные и зарубежные исследования утверждают, что более 90 % работающих за мониторами жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, слезоточение, жжение или боли в области глаз.
А о здоровье ребенка взрослые обязаны подумать еще задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера.
Прежде всего, педагог должен быть достаточно компетентным в вопросах возрастных особенностей своих воспитанников. Важно предупредить любое возможное отклонение в состоянии здоровья учащегося, если такое может случиться при использовании конкретных методов и приемов обучения.
Детский развивающийся организм имеет свои особенности.
Быстрый скачкообразный темп темп роста и развития школьника уже с первого класса приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм становится чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести ограничение двигательной активности, статические нагрузки, психические напряжения, связанные с учебной деятельностью.
В младшем школьном возрасте продолжается рост и окостенение почти всех 206 костей скелета, остающихся в ряде участков хрящевыми. Особенно активно идет формирование костей таза, кисти, предплечья. Позвоночные хрящи остаются еще мягкими, эластичными. Очень чувствителен к воздействиям деформирующих факторов позвоночный столб, в котором костная основа еще окончательно не сформирована.
Мышечный комплекс, составляющий брюшной пресс, состоит из анатомически сформированных мышц, но их фасции и сухожилия еще развиты слабо. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы шеи, груди и поясницы, а также межпоперечные мышцы и связки позвоночного столба образовали своего рода «естественный мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Преобразуется форма грудной клетки: из округлой, свойственной детям более раннего возраста она становится уплощенной в переднезаднем направлении…
Все эти особенности детей школьного возраста очень важно учитывать при посадке ребенка перед компьютером.
Нас, конечно же, беспокоит та сидячая поза, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.
Осанка – это положение, которое принимает тело, когда человек сидит за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовывать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развитии растущего организма школьника.
Необходимо всегда помнить о правилах правильной посадки учащихся за партой (Приложение 1). Для учащихся необходимо составить инструкцию правильной посадки как за партой, так и за компьютером (Приложение 2).
Для улучшения осанки можно использовать специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (разработана специалистами в области «медицинской эргономики» и включает наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения). Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером. Их можно выполнять в любое время и в любом месте. Эрг-упражнения достаточно просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Они помогают поддержать хорошую физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы – здоровым и безболезненным (Приложение 3).
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неправильной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда – остеохондроз, а у детей сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах.
Во время учебного процесса в результате ежедневных статических нагрузок в человеческом организме могут возникать незаметные микротравмы. Большинство серьезных нарушений в организме происходит уже на базе накопившихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как царапина или перелом. Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько недель или даже месяцев сидения в неправильной позе или выполнения неправильных повторяющихся движений. Повторяющиеся действия приводят к накоплению продуктов распада в мышцах. Эти продукты и вызывают болезненные ощущения. Очень трудно предотвратить повторяющиеся движения кистей и ладоней при работе на компьютере, однако, регулярные перерывы и профилактические упражнения могут предотвратить повреждения и травмы.
Очень важно запомнить несколько «золотых правил» при работе за компьютером, которые помогут получить от занятий максимум удовлетворения.
Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть – общая, музыкальная, танцевальная или для глаз .
Правило второе: когда работаешь – сиди расслаблено.
Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе.
Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.
Правило пятое: закончил занятие – сделай разминку.
Правило шестое: заботься о зрении при работе на компьютере .


Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое утомление у учащихся, студентов и служащих, работающих на компьютерах, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром» (CVS – Computer Vision Syndrome). Причина данного расстройства в том, что зрительная система человека, приспособленная для восприятия объектов в отраженном свете (лес, небо, дерево, картина, книга, текст и т.п.), а не для работы с дисплеем монитора, который принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения – его свечение, мерцание на экране вызывает зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Очень часты жалобы на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз.
Как же построить учебный процесс с использованием информационных технологий с детьми младшего школьного возраста, которых привлекает все яркое, необычное, броское? А восприятие учебного материала, естественно, оказывает существенную нагрузку на глаза школьника.
Тут уместно одно из правил работы на компьютере: заботься о зрении при работе на компьютере!


У детей очень рано проявляется способность воспринимать свет и дифференцировать его по степени яркости (светоощущение). Адаптация к высокому уровню освещенности происходит в течение 1 мин, при этом чувствительность глаза резко понижается. Светоадаптация различна относительно возраста человека – ее показатели повышаются с 5 до 20-30 лет. В течение дня она тоже различна – максимальная светочувствительность в 12 часов дня, а минимальная – в 24 часа. На эти показатели существенно влияет общее состояние организма, утомляемость, учебные перегрузки, длительность занятий за компьютером и т.д.
Поскольку детали на мониторе компьютера достаточно мелкие, важно обратить внимание еще и на такую способность зрительного восприятия школьников, как остроту зрения. Чем меньше расстояния между двумя различными точками, тем больше острота зрения.
Естественно, что при продолжительной работе, связанной с напряжением органов зрения, острота зрения понижается. Все, что связано с работой на компьютере, требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, школьник постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы – чтение, письме, просмотре телевизионных передач, видеофильмов.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
В связи с этим очень важно не просто соблюдать гигиену занятий за компьютером, но и обязательно выполнять со школьниками специальные упражнения зрительной гимнастики.
Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движения глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, на практике используются специальные упражнения (с меткой на стекле, например), предназначенные для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.
Зрительная гимнастика проводится дважды в течение занятия с использованием ПЭВМ: первый раз – в середине работы на ПЭВМ (после 7-8 мин) и второй раз – по окончании работы на компьютере. Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1-2 мин.


Использование компьютерных технологий на уроках позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.
В то же время, с применением современных информационно-коммуникативные технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!


 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.