Главная Школа для родителей здоровый ребенок Компьютер и здоровье
PDF Печать E-mail
Автор: Ахрамеева Юлия Викторовна, 22 года, учитель информатики г. Воркута   
14.01.2011 16:03


Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Особенно важно учитывать индивидуальные особенности учащихся при организации занятий с использованием современных информационных средств обучения – аудио-, видео-, компьютерной техники и т.д. Безусловно, использование данных средств, а именно компьютеров, оказывает влияние на реакцию организма школьников в зависимости от их состояния здоровья. Комплексная оценка медицинских показателей здоровья учащихся, которые относятся к одной из трех групп здоровья, при участии в учебном процессе с использованием компьютерных средств показывает существенные различия между ними (I группа (здоровые), II группа (имеющие функциональные отклонения), III группа (имеющие хронические заболевания в стадии компенсации)). Во время занятий с использованием компьютеров устойчивость функционирования зрительного анализатора, например, сохраняется у детей I группы здоровья в большинстве случаев, у детей II группы здоровья – более чем в половине случаев, у детей III группы здоровья – менее чем в половине случаев. Зрительное утомление встречается в 2 раза чаще у детей, относящихся к III группе здоровья, чем у детей I и II групп здоровья. В связи с этим, можно утверждать, что на занятиях подобного типа обязательно применение приемов и методов здоровьесберегающей педагогики.


Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые. Однако в условиях комплексной информатизации образования, компьютеризации процесса обучения более всего у учащихся подвержены неблагоприятному воздействию именно зрительные анализаторы. Школьник, общаясь с компьютером, и конкретно, с монитором, вынужден рассматривать информацию на светящемся экране с близкого расстояния. Аккомодационная система глаза все время находится в напряжении, более серьезном, чем в других условиях: при чтении книг, учебников, при просмотре телепередач.
Зрительное утомление сопряжено с нервным напряжением, нарушается устойчивость механизмов регуляции и при определенных условиях работа на компьютере становится стрессогенной. При использовании в учебном процессе компьютеров и других технических средств обучения, мы создаем для школьников ситуацию стресса, если данное обучение не соответствует требованиям педагогики здоровьесбережения.


Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Считается, что появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса при работе за компьютером связаны не только со спецификой нервного и зрительного напряжения, но и с тем, что школьнику приходится, сидя за компьютером, долгое время находится в статическом положении.
Двигательная активность школьников в течение дня не соответствует двигательному оптимуму и совершенно недостаточна для нормального развития растущего организма, особенно, если ученик много времени проводит за компьютером. Под влиянием такой работы могут происходить нарушения не только функции зрения, слуха, но и, прежде всего, осанки. Соблюдение принципа активности в педагогической практике современного педагога позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.


Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.


Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.


Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в осуществлении преемственности между возрастными видами деятельности.


Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Работая за компьютером, очень важно соблюдать особые гигиенические требования и нормы, предъявляемые к продолжительности работы, к световому режиму, к осанке и т.д.


Принцип гарантий – реализации конституционных прав детей на получение образования и воспитания, выполнение государственных гарантий на укрепление здоровья подрастающего поколения.


Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как их практического применения.


Принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу позволит сделать обучение увлекательным и легким как для педагога, так и для учащихся. Педагог – важнейшее лицо в учебно-воспитательном процессе современной школы. Человек высокой культуры, он воспитывает культуру личности, создает фундамент культуры последующих поколений, сам стремится к совершенствованию, учит детей быть более совершенными как физически, так и духовно.


Принцип аксиологического подхода трактует тезис о том, что человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, среди которых основная категория – здоровье человека.

Стиль общения педагога с учащимися в условиях здоровьесберегающих технологий

Некоторые художники пытаются представить процесс обучения школьников в будущем, изображая ученика наедине с компьютером. Следует не согласиться с подобными попытками представить обучение без Педагога. Никогда компьютер не займет место Учителя. Учитель всегда будет востребован!
Тип общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья как учителя, так и учеников. Более того, по материалам опроса педагогов и учащихся 40 % из них отмечают существенное влияние использования компьютерных технологий в учебном процессе на изменение стиля общения между учителем и учеником (сотрудничество).
В педагогической практике общеприняты типичные стили воздействия педагога на учащихся. Насколько они приемлемы для педагогики здоровьесбережения в условиях информатизации учебно-познавательного процесса?


Императивный (авторитарный) стиль
Условно назовем такой подход подходом «твердой руки». Поскольку этот стиль представляет собой требование неукоснительного подчинения, его называют жестким стилем. Императивный стиль руководства говорит о твердой воле педагога, но не несет ученику любви и спокойной уверенности в хорошем отношении своего учителя к нему самому. Подобный стиль общения взрослого с ребенком в своем крайнем выражении является антипедагогическим и поэтому недопустим в практике педагогики здоровьесбережения.


Либерально-попустительский стиль
Этот стиль представляет собой терпимость, слабость, снисходительность. Такой невмешательский подход можно назвать подходом «руки прочь».


Демократический стиль
Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу. Этот стиль призван обеспечить активность позиции, сознания, нравственных установок. Такой подход можно назвать подходом «возьмемся за руки». Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, этот стиль требует от учителя большого душевного напряжения, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства возможно эффективное осуществление идей педагогики здоровьесбережения.
На основании особенностей типичных стилей воздействия педагога на учащихся в классификацию технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью, позиции ребенка в образовательном процессе выделены следующие технологии:
Авторитарные (императивные), отличающиеся жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, избыточным применением требований и принуждения.
Дидактоцентрические, также построенные на субъект-объектных отношениях учителя и ученика, приоритете обучения над воспитанием.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические), которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Эзотерические, основанные на идеях «неосознаваемого» знания, поиски истины и путей, к ней ведущих. При таком подходе педагогический процесс превращается в приобщение ребенка, как центра взаимодействия с Вселенной.
При рассмотрении этих технологий с позиции учета воздействия на здоровье авторитарные (императивные) и дидактоцентрические не могут быть отнесены к здоровьесберегающим, только личностно-ориентированные (антропоцентрические), имеют все признаки здоровьесберегающих образовательных технологий.


Обновлено 02.04.2011 11:50
 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.