Главная Школа для родителей здоровый ребенок Компьютер и здоровье
PDF Печать E-mail
Автор: Ахрамеева Юлия Викторовна, 22 года, учитель информатики г. Воркута   



Также для определения понятия «образовательная технология педагогики здоровьесбережения» составим схему-тезаурус (понятийный словарь), который может быть представлен следующим образом: выделяются основные идеи-составляющие (цель, задачи, принципы и т.д.), которые затем разбиваются на мелкие факты-составляющие, и все это в целом помогает всесторонне охарактеризовать важное для нас понятие.

Схема-тезаурус

1. Нормативно-правовая база учебно-воспитательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 200г. № 751.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1.
- Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Утвержден приказом Минобразования России от 9 февраля 1998г. № 322.
- Обязательный минимум содержания начального общего образования. Утвержден приказом Минобразования России от 19 мая 1998г. № 1235.
- Временные требования к обязательному минимуму содержания общего образования. Утверждены приказом Минобразования России от 19 мая 1998г. № 1236.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобразования России от 30 июня 1999г. № 56.
- Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений.
- Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. Утверждено приказом Минобразования России от 15 мая 200г. № 1418.
-И другие.


2. Направленность образовательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения
2.1. Медико-гигиеническая (осуществляемая при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик).
2.2. Физкультурно-оздоровительная (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности).
2.3. Экологическая (создание гармоничных взаимоотношений с природой).


3. Создание здоровьеформирующей образовательной среды
3.1. Кабинет здорового образа жизни, оборудованный комплексом, который обеспечивает возможность мониторинга здоровья.
3.2. Школьный врач.
3.3. Грамотный педагог.


4. Здоровье как предмет здоровьесберегающих образовательных технологий
4.1. Здоровье физическое.
4.2. Здоровье психическое.
4.3. Здоровье социальное.
4.4. Здоровье нравственное.


5. Критерии оценки здоровья
5.1. Уровень работоспособности.
5.2. Оценка наличия вредных привычек.
5.3. Выявление физических дефектов.
5.4. Оптимальный двигательный режим.
5.5. Рациональное питание.
5.6. Закаливание и личная гигиена.
5.7. Положительные эмоции.
5.8. Социальное благополучие.


6. Учащиеся учреждения образования как объект здоровьесберегающих образовательных технологий
6.1. Основные элементы деятельности учащихся:
- Взаимозависимость;
- Взаимопомощь;
- Индивидуальная ответственность;
- Коммуникативность;
- Совместная оценка.


7. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
7.1. Стратегическая (на длительный период).
7.1.1. Система знаний, умений, навыков в области здоровьесбережения.
7.1.2. Развитие:
- Интеллекта;
- Памяти;
- Мышления;
- Воображения;
- Речи;
- Внимания;
- Физических качеств.
7.1.3. Воспитание:
- Нравственности;
- Характера;
- Физическое совершенствование;
- Самовоспитание учащихся.
7.1.4. Активизация деятельности учащихся:
- Активность учащихся (интерес к собственному здоровью как фактор повышения активности учащихся; удовлетворенность занятиями; роль биологического фактора в проявлении двигательной активности);
- Способы повышения активности (создание положительного эмоционального фона на занятиях; правильная постановка задач занятия; оптимальная загруженность учащихся; соблюдение дидактических принципов).
7.2. Тактическая (на короткий промежуток времени – урок, занятие).


8. Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий
8.1. Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность).
8.2. Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
8.3. Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса).
8.4. Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).


9. Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- Принцип «Не навреди!»;
- Принцип сознательности и активности;
- Непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности и индивидуальности;
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- Системного чередования нагрузок и отдыха;
- Постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
- Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
- Принцип комплексного сквозного подхода;
- Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
- Принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу;
- Принцип аксиологического подхода;
- И другие.


 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.