Главная Школа для родителей здоровый ребенок Компьютер и здоровье
PDF Печать E-mail
Автор: Ахрамеева Юлия Викторовна, 22 года, учитель информатики г. Воркута   


Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участником педагогического процесса.
В своей работе я имею цель раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых животрепещущих задач современного образования – формирование у учащихся адекватного новых, особых условий своей деятельности в условиях комплексной информатизации учебного процесса, формирование личности современного школьника, владеющего на достаточно высоком уровне не только багажом интеллектуальных знаний по предметам общеобразовательного цикла, но и знаний, умений и навыков здоровьесбережения в условиях современной школы.


Что такое «Здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
В настоящее время такие понятия как «образовательная технология», «педагогическая технология», не имеют общепринятой трактовки, так как зачастую слово «технология» ассоциируется, прежде всего, не с учебно-воспитательным процессов учреждения образования, а больше с производственным процессом.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции (Советская энциклопедия, 1981 г.). Технология – это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства (С.И.Ожегов).
Таким образом, мы видим, что хоть «технология» и чисто производственный термин, но, тем не менее, он активно проникает в педагогическую сферу деятельности.
Важнейшие черты любой технологии – научное предвидение, прогноз, программа и план. В педагогике оздоровления прогнозирование связано с предвидением конкретных перспектив развития учебно-воспитательного процесса, отражающего как задачи учреждения образования вообще, так и задачи совершенствования конкретного учащегося или педагога, участвующего в данном процессе. Задача прогнозирования сводится к выявлению вероятного проектирования учебно-воспитательного процесса, которое в наибольшей степени соответствует научным знаниям, отражает современные тенденции и определяет сам процесс и достижение заданного эффекта в условиях использования конкретной педагогической технологии. Прогноз может быть многовариантным. Следовательно, возможны некоторые корректировки и поправки. План представляет собой заранее намеченную систему мероприятий с использованием конкретных средств и методов. Промежуточным звеном между прогнозом и планом выступает программа. С учетом фактических изменений, происходящих с участниками учебно-воспитательного процесса в условиях педагогики оздоровления, возможна коррекция программ в зависимости от наличия антропогенных факторов, мотивов и интересов занимающихся и др. Таким образом, педагогическую технологию можно рассматривать как «строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов» (В.А.Сластенин). Смысл образовательной технологии – несколько «иная технологическая парадигма. Она не разделяет обучение, воспитание и развитие» (В.В.Гузеев). «Целями образовательной технологии является не только совокупность знаний и способов деятельности по учебному предмету, овладения которыми требует учебная программа, но и универсальные способности учащихся» (Н.И.Запрудский).
Для того, чтобы понять сущность понятия «образовательная технология педагогик
и здоровьесбережения», необходимо разобраться еще в нескольких понятиях.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни,
– процесс сохранения и развития психических и физических качеств, работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Качество здоровья отражает не условия жизни и не состояние организма или психики, а удовлетворенность человека состоянием своего организма по отношению к условиям жизни.

Критерии здоровья


  • Медицинские
  • Демографические
  • Психологические
  • Репродуктивные
  • Экономические
  • Физическое развитие
  • Заболеваемость
  • Социальные


Критерии социального здоровья
• Зрелость личности для преодоления примитивных инстинктов и влечений, отказа от эгоизма и эгоцентризма,
• Признание общечеловеческих ценностей,
• Уважение к иным точкам зрения, результатам чужого труда.
• Наличие сознания и воли.
• Готовность к изменению образа жизни и поведению, если это грозит здоровью.
• Безусловное уважение к жизни и достоинству любого человека.
• Эмоциональная сдержанность, вежливость, опрятность.
Новое понимание здоровья
• для деспотической системы идеал здоровья — быстрорастущий, физически выносливый, сильный, пригодный для кратковременной эксплуатации человек («человек-солдат»).
• для эпохи обращения к человеческим ценностям: биологическое здоровье (здоровая печень, иммунная система, здоровая нервная система и кардиореспираторная система и др.) как условие и базис для создания и совершенствования духовных и интеллектуальных ценностей человека, как залог высокого качества интеллектуальной деятельности.
Признаки государственной заинтересованности в здоровье нации
1. Процент национального дохода на финансирование здравоохранения.
2. Борьба за экологическую чистоту.
3. Отказ от рекламы алкоголя, табака.
4. Борьба с наркозависимостью.
5. Поддержка массовых видов физической культуры: шейпинг, аэробика, забеги, проплывы.
6. Формирование «моды» на двигательную активность, на закаливание, на здоровый образ жизни.
7. Обеспечение возможности рационального питания.

ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Школьные факторы риска для здоровья детей
• Объем учебной нагрузки и интенсивность обучения.
• Гиподинамия, влияние статистических поз и монотомии.
• Вредные привычки.
• Стрессовая педагогическая тактика.
• Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
• Психические перегрузки, учебные, экзаменационные стрессы.
• Неблагоприятные факторы школьной среды, в том числе нарушения СанПиНов.
• Отрицательная суггестия со стороны СМИ.
• Нарушения норм и организации питания.
• Неблагоприятная экология.
• Неадекватность нагрузок возрасту.
• Негативное влияние некоторых учебно-организационных факторов.
• Негативное влияние некоторых психолого-педагогических факторов.
• Антропотехногенные факторы (электромагнитные поля компьютеров, транспортное утомление, шум и др.).
• Низкий уровень индивидуализации обучения.
• Отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за свое здоровье и общества перед человеком за его здоровье.
• Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.
• Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
• Недостаточная грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
• Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
• Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
• Провалы в существующей системе физического воспитания;
• Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в т.ч. по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию и сексуальному просвещению, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).

Особенности воздействия на здоровье детей школьных факторов риска
• Длительный период (10 лет) действия факторов риска.
• Низкая интенсивность действия факторов риска и, следовательно, трудности в обнаружении их негативного влияния на здоровье детей в относительно короткие периоды времени.
• Комплексность и системность действия школьных факторов риска.
• Действие факторов риска приходятся на периоды интенсивного роста и развития детей, которые являются наиболее ранимыми для формирования их здоровья.


 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.