Печать
Автор: Oksana Kisel   

Речевое развитие учащихся начальной школы

Одним из центральных направлений общеобразовательной школы является речевое  развитие учащихся начальных классов. Воспитание речевой культуры, любви  к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной волевой сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Тема «Развитие связной речи у учащихся начальных классов» является актуальной, так как огромную роль в психологическом развитии детей играет язык и речь.

Успешность обучения детей в школе во многом  зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение  текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития.

Необходимо своевременно выявлять контингент детей с данными проблемами и начинать  не только коррекцию имеющихся у них недостатков речи, но и  усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации. В процессе умственного и эстетического развития учащиеся приобщаются к культуре своего народа. У детей данной категории, прежде всего, необходимо развивать познавательную деятельность в сфере овладения языком и речью.

В данной работе представлены планирование, конспекты занятий, наглядный материал. По данной теме проведены родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации с родителями .

Надеюсь, что представленный в работе материал будет интересен и полезен.

На протяжении многих лет я занимаюсь развитием связной речи у детей обучающихся в начальной школе.

Выбор темы не случайный, так как , работая учителем, и имея вторую специальность учитель-логопед, я пришла к выводу, что школьники с ОНР (общее недоразвитие речи), имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся  сверстников в овладении навыками связной, прежде всего, монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний  (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые попуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи школьников  с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми связной речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.

Для изучения состояния связной речи учащихся с ОНР использую в своей работе следующие методы:

-Обследование словарного запаса по специальной схеме;

-Исследование связной речи с помощью серии заданий;

- Наблюдение за детьми в процессе учебной , предметно-практической , игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях образовательного учреждения;

-

Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно-полноценных, связанных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря учащихся –необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

Для обследования словаря использую наглядный материал из соответствующих пособий Г.А.Каше и Т.Б.Филичевой, О.Е. Грибовой и Т.П.Бессоновой.

Лексический (и соответствующий картинный) материал отбираю с учетом следующих принципов:

-семантического (в словарь минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов, слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: « далеко-близко», «вверху - внизу» и др.;

-лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия,  предлоги- в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием;

- тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи» и «Фрукты», физические обиходно-бытовые, профессиональные действия, слова, обозначающие цвет, величину и другие качественные характеристики предметов и др. Выясняю знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

Наблюдения за речью детей осуществляю в процессе игровой, обиходно- бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращаю на наличие и уровень сформированности у учащихся навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответ, задать вопрос, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.) на особенности речевого поведения. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи учащихся, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации.

В целях комплексного исследования связной речи учащихся использую серии заданий:

1. Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С.Цветковой .1985г)

2. Составление предложения по трем  картинкам, связанных по смыслу;

3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

5. Сочинение рассказа из личного опыта;

6. Составление рассказа – описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития учащегося программа может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества.

7. Окончание рассказа по данному началу; придумывание рассказа на заданную тему. Комплексное обследование позволяет целостно оценить речевую способность учащегося  в разных формах  речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). Используя данные обследования я разработала систему коррекционной работы  (планирование, конспекты занятий) и это мне позволяет добиваться положительных результатов в своей работе.

 


Урок 1 (урок-беседа)


Грамматическая тема: Развитие умения составлять простые предложения и словосочетания по типу субъект- локатив,актуализация и обогащение номинативного и предикативного словаря о теме «Фрукты».

Лексическая тема : Дифференциация понятий фрукты- овощи.

Коррекционные задачи: работать над слоговой структурой слов; актуализировать, обогащать лексикон по темам: «фрукты», «овощи», учить дифференциации соответствующих понятий; развивать умение составлять простые предложения и словосочетания по типу: субъект- локатив; совершенствовать навыки связного высказывания ; работать над грамматическим оформлением и синтаксическим структурированием связного высказывания. Текста.

Общеобразовательные задачи: формировать «ядро» и «периферию» семантических полей по темам «фрукты» , «овощи»; учить детей выделять общекатегориальные признаки данных понятий; закреплять многозначность, синонимию слов; развивать навыки редактирования текста.

Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие; прививать навыки коллективной и индивидуальной работы; формировать самоконтроль, самооценку учащихся; развивать операции прогностической учебно-практической  деятельности.

Оборудование: кукла «Незнайка», запись на доске, карточки.


План- конспект

  1. Организационный момент

2.   Речевая зарядка

- Прочтите скороговорку в «Рабочей тетради»: В обод падали десерт.

- Рассмотрите рисунок.

- Что на нем изображено?

-Что означает слово десерт?

-Прочтите в словарике слово десерт.

-Что подают на десерт?

-Какие значения имеет слово подать? 1. Дать, поднеся. Подать пальто. 2. поставить на стол. Подать обед. 3. Доставить в нужное место. Подать кирпичи на верхние этажи стройки.

  1. 3. Повторение изученного материала

-С какими словами мы познакомились на прошлом уроке?

-Какие слова называются многозначными?

-Приведите примеры.

-Для чего нужны многозначные слова?

  1. 4. Проверка домашнего задания

-Прочитайте напечатанное на карточку выражение: У Толи не речь, а сплошной винегрет.

-Почему речь иногда можно сравнить с винегретом?

-Как вы понимаете данное выражение?

-Сколько значений имеет слово винегрет?

-Как называются такие слова?

-Назовите ваше предложение. Покажите его схему.

-Молодцы, вы хорошо поработали дома.

  1. 5. Сообщение темы урока

-Цель нашего урока – познакомиться со словами- «друзьями». Такие слова говорят об одном и том же предмете, действии или признаке предмета. Эти слова близки по значению.

  1. 6. Беседа о синонимах

-Посмотрите, как заинтересовался словами- «друзьями» наш Незнайка.

-Куда он попал? (Предлагается рассмотреть сюжетную картинку в «Рабочей тетради».)

-Смотрите, Незнайка перед огромной выставкой овощей и фруктов.

-Какими словами можно заменить огромный ? ( громадный , исполинский).

-Слова огромный, громадный, исполинский – друзья. Они близки по значению.

-Помогите Незнайке отобрать овощи для салатов. Назовите овощи. (Помидоры, огурцы, кабачки. Тыква, укроп, арбуз, картофель, морковь.

-Какого цвета помидоры? (Красного)

-Каким словом можно заменить слово красный? (алый).

-Как можно назвать слова красный и алый?

-Какого цвета тыква? (Желтого)

-Каким словом модно заменить слово желтый? (золотой)

Какие фрукты Незнайка отберет для десерта? ( груши, яблоки, лимоны, персики, сливы, бананы, черешня, виноград, кокос, мандарины)

  1. 7. Развитие связной речи

-Рассмотрите картинки с изображением плодовых деревьев.

-Кто может объяснить значение слова плодовые?

-Помогите Незнайке найти, где растут  фрукты. ( Сливы растут на сливе. Яблоки краснеют на яблоне. Лимоны желтеют на лимонном дереве. Персики зреют на лимонном дереве.)

  1. 8. Физкультминутка

-Немного отдохнем, разомнемся с Незнайкой под следующие стихи:

Девочки и мальчики прыгают ,как мячики,

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают.

-Отдохнули? Размялись?

-Можно ли эти слова назвать друзьями?

  1. 9. Развитие навыков словоизменения

-Рассмотрите схему в «Рабочей тетради».

-Помогите Незнайке приготовить фруктовые соки.

-Подберите к слову приготовить слова-«друзья» (сделать, отжать)

-Итак, в русском языке слова- «друзья» называются синонимами. Спишите это название с доски. (Синонимы)

-Они обозначают предметы, признаки, действия.

-Скажите, какой сок готовят из яблок? Слив? Вишни? Абрикосов? Персиков? Груш? Лимонов? ( яблочный, сливовый. вишневый, абрикосовый, персиковый, грушевый, лимонный.)

  1. 10. Развитие оперативной речеслуховой памяти

-Назовите, сколько вы соков запомнили?

  1. 11. Работа над синонимией

-Почтите напечатанные на карточках слова и стрелочками соедините синонимы:

зрелый           незрелый

зеленый          большой

спелый            шагать

идти                огромный

  1. 12. Редактирование текста

-Сегодня мы познакомились с синонимами. Эти слова делают нашу речь точной, красочной. Помогают избегать повторов слов. Это слова разные по звучанию, но обозначают одно и то же.

-Прочитайте напечатанный на карточке рассказ. Найдите повторяющиеся слова. Какими словами их можно заменить?

У Незнайки наступил День рождения. Незнайка пригласил в гости своих друзей. Незнайка приготовил большой торт и свечи. Вечером друзья пили чай.

-О ком идет речь в рассказе?

-Какое слово повторяется

-Подберите синонимы к слову Незнайка. (мальчик, малыш, наш герой.)

-Прочтите теперь отредактированный текст.

У Незнайки наступил день рождения. Он пригласил в гости своих друзей. Мальчик приготовил большой тор и свечи. Вечером друзья пили чай.

  1. 13. Развитие языковых обобщений

- Прочтите поговорку: Всякому овощу свое время.

-Кто может объяснить, когда так говорят?

  1. 14. Подведение итогов урока

С какими словами мы сегодня познакомились?

Для чего они нужны в речи?

  1. 15. Домашнее задание

- Подберите синонимы к напечатанным на карточках словам: веселый, маленький, кукла.

  1. 16. Организованное окончание урока.

Урок 2

(сообщение нового материала)


Грамматическая тема: Знакомство с антонимами, актуализация и обогащение словаря по теме:»Осень».

Лексическая тема: осень.

Коррекционные задачи:

дать представление об антонимии;

учить выделять антонимы среди слов, в тексте;

совершенствовать навыки редактирования текста с использованием слов-антонимов; развивать связную речь;

формировать операции анализа, синтеза, классификации, систематизации, обобщения; учить уточнять устное сообщение путем его редактирования с использованием антонимов.

Общеобразовательные задачи:

познакомить детей со словами –антонимами;

учить использовать антонимы в речи;

учить дифференцировать многозначные слова, синонимы и антонимы;

формировать точность, образность, лаконичность речевого высказывания;

развивать морфолого-синтаксические  обобщения ;

развивать чувство языка;

учить актуализации нужных словоформ на основе выделения их лексико-грамматической отнесенности.

Воспитательные задачи:

воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь;

формировать навыки самоконтроля и самооценки речевой и учебно-практической деятельности.

Оборудование: кукла «Незнайка», макет «домика» антонимов, предметные картинки с изображением грибов, запись на доске.

План-конспект.

  1. 1. Организационный момент.
  2. 2. Работа над логико-грамматической конструкцией.

- Ребята, посмотрите, какой задумчивый прибежал Незнайка.

-Кто может объяснить значение слова задумчивый?

-Оказывается , он прочел предложение и не может его понять. Поможем ему, ребята.

-Откройте «Рабочие тетради». Прочитайте предложение: Как аукнется, так и откликнется.

-Как можно объяснить значение слова аукнется?

-Слова аукнется и откликнется- противоположные по значению.

-Как вы понимаете данное выражение?

-Где можно услышать: «АУ»?

-Когда так кричат? Почему?

-Когда еще используют выражение: Как аукнется, так и откликнется?

-Почему так говорят?

-Приходилось ли вам слышать ( использовать самим) данное выражение? Когда это было?

-Как можно назвать данное выражение ( предложение)?  (поговоркой).

Почему вы так решили? Объясните.

-Подберите слово, противоположное по значению слову говорят (молчат).

  1. 3. Речевая зарядка.

-Поиграем в эхо. (Ученики делятся на две команды)

-По моей команде каждый участник команды произносит: «АУ» громко или тихо, высоким , низким или голосом обычной для вас высоты.

-Испугали мы в лесу лису, убегает она от нас.

-Прочитайте вслух скороговорку из «Рабочей тетради»:

бежит лиса по шесточку: Лизни , лиса, песочку.

-Объясните значение слова шесточек.

-Прочитайте скороговорку: 1) громко с отхлопыванием ритма, 2) тихо. С отхлопыванием ритма, 3) с силой нормальной громкости, увеличив темп.

-Какое противоположное по значению слово можно подобрать к слову бежит? (стоит).

  1. 4. Проверка домашнего задания.

-Расскажите Незнайке, с какими словами вы познакомились на прошлом уроке.

-Прочитайте Незнайке синонимы, которые вы подобрали к словам веселый, маленький, кукла.

  1. 5. Сообщение темы урока.

-Итак, мы называем предметы, признаки предметов, действия. Многозначные слова имеют несколько значений. Синонимы говорят об одном и том же по –разному.

-Сегодня мы познакомимся с антонимами.

-Они «живут» в домике. Чтобы с ними познакомиться, надо подняться по ступенькам и открыть дверь.(Демонстрируется «домик» антонимов,)

-«Ступеньками» будут все задания на уроке.

  1. 6. Физкультминутка

--Сначала немного разомнемся.

-Прослушайте стихотворение, а затем выполните следующие движения:

Утром дети в лес пошли            (Дети шагают, высоко поднимая ноги)

И в лесу грибы нашли.                       (Размеренно приседают.)

Наклонялись, собирали,                     ( Учащиеся наклоняются вперед.)

По дороге потеряли.                           (Ритмично разводят руки в стороны)

  1. 7. Составление текста по сюжетной картинке

1)    Работа с картинками

-Рассмотрите сюжетные картинки в «Рабочей  тетради». Ответьте на вопросы.

-Какой будет рассказ?

-Почему  вы так решили?

-Сколько в нем будет частей?

- О чем идет речь в первой части? Куда идет семья?

-Что делает мама?

-Что у нее в руках?

-Что делает папа?

-Что он несет?

-Скажите, что делают их дети?

-Какая погода изображена на картинке?

-В какую погоду семья не пошла бы в лес? ( в плохую, дождливую.)

Почему улыбаются папа и сын?

-Какой гриб нашел Витя?

-Что художник нарисовал на третьей картинке?

-Рассмотрите четвертую картинку и скажите, о чем рассказывает мальчик?

-О чем хотел сказать художник?

Какое название можно дать данному рассказу?

-Кто может по-другому озаглавить его?

2)    Чтение текста учителем

- Послушайте, какой рассказ у нас получился.

-Было лето. Мама, папа и их дети пошли в лес за грибами и ягодами. Дорога шла через поле. Погода стояла чудесная. В лесу мальчик с папой нашли много грибов. Витя нашел подберезовик. Мама собирала ягоды. Девочка ей помогала. По дороге к дому Маша нарвала красивый букет цветов. Вечером был настоящий праздник!

-Понравился ли вам рассказ?

-Что больше вам понравилось?

Можно ли данные предложения назвать текстом?

Почему вы так решили?

Подберите противоположные по значению слова к словам много, красивый.

3)    Языковой анализ текста

-Объясните значение выражения Дорога шла через лес.

-Что значит идти?

-О ком или о чем можно еще так сказать? Приведите примеры.

-Объясните значение слов чудесная, настоящий, праздник.

-Почему назвали гриб подберезовиком?

4)    Орфографическая работа

-Прослушайте и объясните написание слов Витя, Маша, чудесный, праздник.

-Подберите слова со слогом –чу-.

  1. 8. Развитие логико-грамматических отношений

-Прослушайте стихотворение-загадку: Стоит лепешка на одной ножке. Кто мимо ни пройдет, всяк поклонится.

-О чем идет речь?

-Что означают слова лепешка, всяк?

-Какими словами их можно заменить?

-Как вы понимаете значение выражения пройти мимо?

-Рассмотрите внимательно изображения грибов в «Рабочей тетради».

-Какие грибы бывают?

-Приведите примеры, найдите и покажите среди картинок соответствующие изображения.

  1. 9. Развитие слухопроизносительного ритма, языковых обобщений

-Отгадайте загадки и договорите четверостишия:

Словно желтые утята,

У пенька сидят …(опята).

Как замшелые сучки,

По весне растут …(сморчки).

-Что обозначает слово замшелые? (почитайте в словарике объяснение его значения).

Тут не яркие игрушки-

Между пней растут …(волнушки).

А в прорубленной делянке

На пеньках сидят … (поганки).

- Что означает слово делянка? ( Познакомьтесь со значением этого слова в словаре).

Будто сказочные птички,

Пьют росу в траве … (лисички).

Там, где веток слышен хруст,

Вырос важный, сочный ….(груздь).

Во мху расти привык

Разноцветный .. ..(моховик).

-Назовите все грибы, о которых шла речь в загадках.

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие несъедобные грибы вы можете назвать и показать на картинках?

  1. 10. Работа над загадкой

-Рассмотрите картинку в «Рабочей тетради». Что на ней изображено?

-Прочтите ( прослушайте) стихотворение «Лисички» А . Шибаева.

-Кто вы?

-Мы лисички, дружные сестрички.

-Ну, а вы – то кто же?

-Мы лисички тоже!

-Как , с одной-то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой.

-О ком и о чем говорится в стихотворении?

-Как можно назвать слово лисички? (многозначное)

-Объясните значение слова дружба.

-Подберите к слову дружба противоположное по значению.

- Хорошо ли враждовать?

  1. 11. Подведение итогов урока

-Ребята, посмотрите , дверь «домика» антонимов открылась. Вы правильно выполнили задание.

-Прочитайте, какие слова называются антонимами.( слова, обозначающие противоположные признаки.)

-Для чего нужны антонимы?

  1. 12. Домашнее задание

-Подберите и запишите пословицу с антонимами, например: Что посеешь, то и пожнешь.

-Что означает слово жать?

-Какие еще значения имеет слово жать?

-Каким словом оно может быть заменено? (собирать, срывать, убирать).

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Когда так говорят?

  1. 13. Оценка деятельности учащихся
  2. 14. Организованное окончание урока

Урок 3 ( урок- беседа)


Грамматическая тема: развитие грамматико-синтаксической структуры  предложения, текста,формирование понятия текста.

Лексическая тема: Мои друзья.

Коррекционные задачи:

формировать понятие о тексте как единице речи;

учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;

совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;

учить операциям программирования и языкового оформления речевого высказывания; развивать языковые и синтаксические обобщения; совершенствовать просодические компоненты речи.

Образовательные задачи:

формировать понятия «текст», «предложение», «слово», «словосочетание». «абзац», «план»;

уточнять представление о структуре текста и соответствующие понятия;

формировать навыки единого орфографического режима.

Воспитательные задачи:

воспитывать культуру речевого общения;

формировать умение слушать и слышать собеседника;

развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;

прививать трудолюбие.

Оборудование: карточки, предметные картинки, запись на доске.

План- конспект

  1. 1. Организационный момент
  2. 2. Речевая зарядка

-Разучим знакомую многим скороговорку. Прочитайте в «Рабочей тетради» и повторите по одному: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

-О каком качестве идет речь?

-Почему нельзя воровать?

-Что вы сейчас повторяете?

-Почему вы так решили?

-Какие звуки повторяются в скороговорке чаще всего?

-Назовите слова со звуками р и л .

  1. 3. Проверка домашнего задания

-Прочитайте пословицу с антонимами. Когда так говорят?

  1. 4. Сообщение темы урока

-Прочитайте записи на доске:

1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.

2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.

-Кто может сказать, что такое текст?

-Сегодня мы повторим , что такое текст, какими знаками он обладает. Научимся отличать текст от набора предложений.

-Определите, где написан текст? Докажите это.

-О чем говорится в предложении под цифрой 1?

-О чем говорится в записи под цифрой 2?

-Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?

-Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.

-Какое заглавие вы придумали ко второй записи?

-Прочтите и спишите с доски:

Текст

1)    В тексте все предложения связаны по смыслу.

2)    К тексту можно придумать заглавие.

  1. 5. Развитие лексико-грамматических конструкций

-Для того, чтобы составлять текст, нужно уметь отбирать нужные, точные слова.

-Вспомним слова- антонимы. Какие слова называются антонимами?

-Отгадайте загадки и подберите к словам- отгадкам антонимы:

Этому мальчишке

Доверять нельзя никак.

Что ни скажет язычишко-

Все неправда, все не так.

(Врун)

Он привык  всегда, везде

Думать только о себе.

(эгоист)

Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит,

Только про саму себя

Не расскажет , промолчит.

(ябеда)

Ах, как часто нужно нам

С кем-то поделиться!

Кто привык везде скупиться?

Кто твердит всегда: «Не дам!»?

(жадина)

Я красавец, я силач,

Я умелец, я лихач,

Я отличник, я всезнайка,

А зовут меня …

(зазнайка)

-Какие отрицательные качества характера нужно преодолевать?

- Почему в загадке использовано слово «язычишко»?

- Какие положительные качества характера помогают дружбе?

  1. 6. Физкультминутка

-Прослушайте стихотворение «Лентяй», выполните вместе со мной следующие упражнения:

Две руки хлопают,

Две ноги топают,

Два локотка вращаются,

Два глаза закрываются.  ( Дети выполняют соответствующие движения.)

Мой дружок такой лентяй, (школьники разводят в стороны руки)

Только отдых подавай!   (Ученики приседают, руки кладут под голову)

  1. 7. Работа с деформированным текстом

-Найдите в «Рабочей тетради» текст.

-прочитайте его.

Ворона  Кара

Была у нас ворона Кара она клювом листала книгу ворона считала на счетах Кара ловко снимала кольцо со столбика.

-Получился рассказ?

-Почему?

Что такое счеты?

-Что значит, ворона считала на счетах?

-Какие знаки препинания ставятся в  конце предложения?

-Как еще можно показать границы предложения?

-Что такое граница?

-С какой буквы начинается предложение?

-Прочитайте еще раз выразительно рассказ.

-Покажите голосом начало и конец  каждого предложения.

-Докажите, что вы прочитали текст.

-Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.

-Все предложения имеют границы (начало и конец).

  1. 8. Закрепление пройденного в письме

-Прочитайте текст «Наша Мурка».

Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.

-Можно ли это назвать текстом? Почему?

-Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?

Обозначьте цифрами  порядок предложений в тексте.

-Прочитайте предложения в нужной последовательности.

-Докажите, что вы составили тест.

-Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы?

- Как располагаются предложения в тексте?

-Можно ли в таком виде записать текст?

-Как пишется первое предложение в тексте? ( С красной строки)

-Слово красное в славянских языках обозначает красивый ,хороший.

-В древних книгах ( Ив современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.

-Красная строка показывает законченную часть текста.

-О какой девочке идет речь в тексте? Какая она?

-Спишите текст.

Наша Мурка

У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молоко. Кошка сыта, она спит.

  1. 9. Обобщение пройденного на уроке

-Что такое текст?

-Работали ли вы с текстами на других уроках?

-Какие тексты вы можете назвать ?

-Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему?

-Что нового о тексте вы узнали сегодня?

Какие выводы сделали?

  1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
  2. К тексту можно придумать заглавие.
  3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
  4. Предложения в тексте располагаются последовательно.
  5. 10. Домашнее задание

-Составьте текст о своем любимом животном.

  1. 11. Оценка деятельности учащихся
  2. 12. Организованное окончание урока

Урок 4 (урок - беседа)


Грамматическая тема: развитие навыков грамматического структурирования и языкового оформления текста,формировать умения конструировать текст, выделяя его тему.

Лексическая тема: зима.

Коррекционные задачи: познакомить детей с понятием «тема текста»;

учить определять тему текста, формулировать ее, заменять, используя синонимичность, многозначность слова;

формировать операции конструирования и реконструирования дискурса;

учить выделять единицы текста, объединять их с учетом логики и грамматики; формировать умения  давать полные и краткие ответы на вопросы, объединять их в связный рассказ;

учить связности и цельности высказываний;

дать представление о типах текста;

развивать самостоятельность и творческую активность при выполнении детьми конструктивных упражнений и по образцу;

заниматься актуализацией, обогащением, уточнением и систематизацией лексиконов по теме «Зима»;

формировать временные представления, причинно-следственные закономерности; заниматься предупреждением лексико-стилистических, морфолого-стилистических и синтаксико-стилистических ошибок.

Общеобразовательные задачи: учить подбирать родственные слова с помощью словоизменения , дифференцировать родственные и однокоренные слова;

развивать умение производить морфологический анализ слов;

учить строить предложения различной структуры, языкового оформления;

знакомить с текстами различных типов, учить выделять их структуру и самостоятельно использовать дискурсы в связной речи.

Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие,  усидчивость, умения работать Оборудование: индивидуально и в составе коллектива детей;

формировать навыки самопроверки, самоконтроля и прогностической деятельности в рамках коммуникативной ситуации.

предметные картинки , запись на доске.

План-конспект.

  1. 1. Организационный момент.
  2. 2. Речевая зарядка

-Прочитайте и медленно, по одному повторите скороговорку:

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

-рассмотрите картинки и покажите изображение валенок.

-Кто может объяснить значение слов невелички, маленьки, чернобровая?

-От каких слов они образованы?

-Что особенного в составе слова чернобровая?

-Какие примеры таких же слов вы можете привести?

-Почему назвали опушку бобровой?

-Рассмотрите картинки лесных животных и покажите картинку бобра.

-О каком времени года говорится в скороговорке? Докажите.

  1. 3. Развитие просодических компонентов речи

-Послушайте стихотворение.

-Затем прочитайте его по одному , меняя громкость голоса:

Спит первый снег. Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.                           (чтение тихим голосом)

Но вот уже на чистую страницу                  (чтение голосом обычной громкости)

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок.                (громкое чтение)

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Назовите зимние месяцы.

-Какой месяц можно назвать букварем зимы? Почему?

-Почему слово буковка сравнивается с синицей?

С чем еще сравнивается синица? Почему?

-Какая песня синицы?

  1. 4. Проверка домашнего задания

-Расскажите о своем любимом животном.

-Что вы составили?

-О ком вы рассказывали?

  1. 5. Сообщение темы урока

-Итак, мы прослушали очень интересные рассказы или тексты. Спасибо. В текстах говорится о ком-то или о чем-то. То, о чем (о ком) рассказывается, называется темой. Сегодня мы и будем говорить о теме текста.

  1. 6. Работа над текстом

-Итак, что такое тема текста?

-Прослушайте загадки-стихотворения:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

-О ком говорится в этой загадке- стихотворении?

-Что о нем сказано?

-Какие слова помогают определить тему текста?

-Назовите тему одним словом (волк).

Колкую зеленую срубили топором.

Колкая, зеленая к нам приходит в дом.

-Какие слова помогли найти отгадку, определить тему?

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит.

А только лечит.

-О ком данное стихотворение?

-Как вы догадались? Какие слова вам помогли?

-Какова тема стихотворения?

-Итак, что такое тема текста? ( О ком или о чем говорится в тексте.)

-Как можно узнать тему текста? (Определить, о ком или о чем идет рассказ.)

- На какие вопросы при этом нужно ответить? ( На вопрос о ком или о чем идет речь в тексте.)

  1. 7. Самостоятельная работа

-Прочитайте стихотворения. Определите и назовите их темы.

-Как вы узнали тему стихотворений?

-Прочитайте стихотворения на одну тему.

Он- хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(А.Рождественская)


Откроешь кран- пойдет тогда

Из лейки теплая… (вода).

Медведь.

- Ты куда идешь, медведь

-В город, елку приглядеть.

-Да на что тебе она?

-Новый год встречать пора.

-Где поставишь ты ее?

-В лес возьму , в свое жилье.

-Что э не вырубил в лесу?

-Жалко, лучше принесу.

(Г.Виеру)

Меня пьют, меня.

Всем нужна я. Кто я такая?

  1. 8. Физкультминутка

-Послушайте, запомните стихотворение и выполните следующие упражнения:

Мы шагаем по сугробам,                        (Дети шагают на месте)

По сугробам крутолобым                       ( Дети шагают, высоко поднимая ноги)

Поднимай повыше ногу.

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                         (Дети приседают)

Наши ноженьки устали.                          (Дети охватывают руками ножки)

Сейчас сядем, отдохнем,                         (Дети кладут головы на колени.)

А потом гулять пойдем.                          (Дети шагают на месте.)

- Почему сугробы назвали крутолобыми?

-Каким словом можно заменить слово проложи?

-Как названы ноги в стихотворении? Почему?

-Киками словами можно заменить слово потом?

  1. 9. Работа по структурированию текста

-Прочитайте предложения.( Текст может быть дан на доске в сокращенном варианте.)

Зимой солнце землю не согревает . Солнце низко висит над горизонтом. Его лучи не дают тепла лесным жителям. Для животных и птиц наступают голодные времена. Реки скованы льдом. Воет вьюга. От мороза трещит кора на деревьях. Звери с трудом идут по снегу. Не слышно песен птиц. Лишь стук дятла нарушает тишину.

-О чем вы узнали?

-О чем данные предложения?

-Составьте из предложений рассказ.

-Прочитайте. (Даются варианты ответов детей).

1. Зимой солнце землю совсем не согревает. Его лучи не дают тепла лесным жителям. Для животных и птиц наступают голодные времена. Звери с трудом передвигаются по снегу. Не слышно пения  птиц.

2.  Солнце низко висит над горизонтом. Для животных и птиц наступают голодные времена. Реки скованы льдом. Воет вьюга. От мороза трещит кора на деревьях. Не слышно пения птиц. Лишь стук дятла нарушает тишину.

-Назовите зимние месяцы.

-Как называется время года до зимы? А после зимы?

-Каких зимующих птиц вы можете назвать?

-Какие птицы выводят птенцов зимой?

-Какие животные впадают в спячку?

-У каких животных рождаются детеныши зимой?

-Где зимуют насекомые?

  1. 10. Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали на уроке?

Что такое тема текста?

-Как определить тему текста?

  1. 11. Домашнее задание

-Найдите и выучите стихотворение о животном или о птице нашего края. Определите тему текста. Сделайте к нему рисунок.

  1. 12. Оценка деятельности учащихся
  2. 13. Организованное окончание урока

Урок 5 (урок-сказка)

Грамматическая тема: развитие умений с помощью опорных слов конструировать и реконструировать текст,формирование умения выделять опорные слова текста.

Лексическая тема: зима.

Коррекционные задачи: учить детей навыкам построения и реконструирования связной речи; формировать умения выделять опорные слова из предложения, текста; развивать умения восстанавливать предложения и текст на основе опорных слов; учить выделять главную мысль текста; формировать умения устанавливать причинно-следственные отношения в тексте и придумывать его окончание; развивать умения устанавливать временные отношения и умения воспроизводить их  в речи  с помощью грамматического построения и языкового оформления предложений, связных высказываний; заниматься автоматизацией поставленных звуков; развивать темпо-ритмическую организацию речевого высказывания; формировать просодические компоненты речи; заниматься профилактикой аграмматизмов.

Общеобразовательные задачи:

Развивать навыки связного, логичного и содержательного изложения текстов; формировать понятия : «текст», «предложение», «слово», «словосочетание», «заголовок»; формировать представление об основных характеристиках текста: цельности, логичности, связности, определенном месте предложений, его составляющих; учить давать полный и краткий ответ на вопрос с учетом стиля речи и речевой ситуации; развивать умения находить синонимы, антонимы, умения определять многозначность слов; формировать навыки интерпретации художественных текстов, сказок; развивать фантазию и литературно-художественное творчество.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки коммуникативной культуры; воспитывать любовь к родному слову, художественным произведениям, устному народному творчеству; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: кукла «Буратино»; предметные картинки, запись на доске, Русские народные сказки: Для мл. шк. возраста. Смоленск:Русич, 1998.


План-конспект.

  1. 1. Организационный момент.
  2. 2. Речевая зарядка

- Прочитайте текст, приведенный в «Рабочей тетради»:

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из леса привез.

(С.Маршак)

-Что вы сейчас прочитали? Докажите.

-Каким словами можно заменить слова словно, обновил?

-Что означает вымостил?

-Что такое салазки?

- Посмотрите,  как выглядят салазки. ( Учитель-логопед демонстрирует соответствующую картинку.)

-Прочитайте еще раз стихотворение.

-Назовите слова, которые рифмуются в стихотворении.

-Прочитайте стихотворение по одному сначала медленно, затем быстрее.

-Похоже ли это стихотворение на сказку? Почему?

-Что говорится о морозе в стихотворении?

  1. 3. Проверка домашнего задания

-Прочитайте стихотворение о животном или о птице нашего края.

-Назовите тему вашего текста.

-Покажите свой рисунок к стихотворению.

  1. 4. Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке мы будем слушать сказки, учиться придумывать их окончание. Этому помогут опорные слова.

-Кто может объяснить, почему их так называют? Каким словом можно заменить слово опорные?

  1. 5. Работа по восстановлению текста

-Принес нам сказку Буратино. Только вот ,что произошло. Когда он читал, его длинный нос сделал множество дырок в  странице. Остались только некоторые слова. Посмотрите, как огорчился Буратино! Давайте попробуем все же узнать и рассказать сказку.

- Прочитайте слова: старик, старуха, зима, Снегурочка, весна, костер, прыгнула, облачко.

-Рассмотрите рисунки.

-Знакома ли вам эта сказка?

-Как она называется?

-Кто ее автор?

-Как же вы смогли узнать сказку?

-Итак, опорные слова помогли вспомнить сказку.

-Такие слова есть в каждом рассказе, стихотворении, в тексте.

-Эти слова можно назвать опорой, основой текста.

  1. 6. Развитие операций классификации опорных слов

-Прочитайте слова, приведенные в «Рабочей тетради».

-Вспомните, из каких они сказок.

-Распределите их на две группы и запишите в два столбика в «Рабочую тетрадь».

Вспомните сказки, допишите нужные слова: Мороз Багровый нос, лягушка-попрыгушка, рукавичка, Мороз Синий нос, барин, зайчик-побегайчик, мужичок, лисичка- сестричка.

-Какие слова для вас не знакомы?

-Что они обозначают?

  1. 7. Физкультминутка

-Прослушайте и запомните стихотворение.

-Повторяя его вместе со мной, выполняйте следующие упражнения:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

  1. 8. Определение опорных слов в тексте

-Посмотрите, Буратино принес еще одну сказку. Но от нее осталось одно название.

-Помогите Буратино вспомнить сказку «Серебряное копытце».

-Кто ее автор? (П.Бажов)

-Назовите и запишите в «Рабочую тетрадь» пять опорных слов. Они помогут нам вспомнить содержание всей сказки.

  1. 9. Самостоятельная работа

-Вспомните сказку. Запишите к ней пять опорных слов в Рабочую тетрадь». Название  сказки не записывайте.

-Прочитайте опорные слова вслух.

- Кто узнает сказку? ( После этого учащийся записывает название сказки в «Рабочую тетрадь».)

-Продолжите сказку, придумайте окончание.

-Допишите нужные опорные слова.

-Какими словами обычно заканчиваются русские народные сказки?

-Расскажите.

-Какие еще сказки вы знаете ? Кто их написал?

- Какие сказки называются авторскими?

  1. 10. Домашнее задание

-Вспомните сказку, в которой действие  происходит зимой, например , «Лиса и волк», «Золотой колокольчик», «Заяц и ворона», «Лиса и лапоть», «Серая Шейка». (Учитель демонстрирует соответствующие иллюстрированные книги.)

-Напишите к ней 5 опорных слов.

-Сделайте рисунок в «Рабочей тетради».

  1. 11. Подведение итогов

-Какие слова помогают вспомнить и рассказать сказки?

-Какие слова называются опорными?

-Чем отличается сказка от рассказа?

-Какое время года описывается во всех этих сказках?

  1. 12. Организованное окончание урока