Главная Школа для учителей нач. классов учительская Русский язык
PDF Печать E-mail
Автор: Oksana Kisel   

Урок 5 (урок-сказка)

Грамматическая тема: развитие умений с помощью опорных слов конструировать и реконструировать текст,формирование умения выделять опорные слова текста.

Лексическая тема: зима.

Коррекционные задачи: учить детей навыкам построения и реконструирования связной речи; формировать умения выделять опорные слова из предложения, текста; развивать умения восстанавливать предложения и текст на основе опорных слов; учить выделять главную мысль текста; формировать умения устанавливать причинно-следственные отношения в тексте и придумывать его окончание; развивать умения устанавливать временные отношения и умения воспроизводить их  в речи  с помощью грамматического построения и языкового оформления предложений, связных высказываний; заниматься автоматизацией поставленных звуков; развивать темпо-ритмическую организацию речевого высказывания; формировать просодические компоненты речи; заниматься профилактикой аграмматизмов.

Общеобразовательные задачи:

Развивать навыки связного, логичного и содержательного изложения текстов; формировать понятия : «текст», «предложение», «слово», «словосочетание», «заголовок»; формировать представление об основных характеристиках текста: цельности, логичности, связности, определенном месте предложений, его составляющих; учить давать полный и краткий ответ на вопрос с учетом стиля речи и речевой ситуации; развивать умения находить синонимы, антонимы, умения определять многозначность слов; формировать навыки интерпретации художественных текстов, сказок; развивать фантазию и литературно-художественное творчество.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки коммуникативной культуры; воспитывать любовь к родному слову, художественным произведениям, устному народному творчеству; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: кукла «Буратино»; предметные картинки, запись на доске, Русские народные сказки: Для мл. шк. возраста. Смоленск:Русич, 1998.


План-конспект.

  1. 1. Организационный момент.
  2. 2. Речевая зарядка

- Прочитайте текст, приведенный в «Рабочей тетради»:

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из леса привез.

(С.Маршак)

-Что вы сейчас прочитали? Докажите.

-Каким словами можно заменить слова словно, обновил?

-Что означает вымостил?

-Что такое салазки?

- Посмотрите,  как выглядят салазки. ( Учитель-логопед демонстрирует соответствующую картинку.)

-Прочитайте еще раз стихотворение.

-Назовите слова, которые рифмуются в стихотворении.

-Прочитайте стихотворение по одному сначала медленно, затем быстрее.

-Похоже ли это стихотворение на сказку? Почему?

-Что говорится о морозе в стихотворении?

  1. 3. Проверка домашнего задания

-Прочитайте стихотворение о животном или о птице нашего края.

-Назовите тему вашего текста.

-Покажите свой рисунок к стихотворению.

  1. 4. Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке мы будем слушать сказки, учиться придумывать их окончание. Этому помогут опорные слова.

-Кто может объяснить, почему их так называют? Каким словом можно заменить слово опорные?

  1. 5. Работа по восстановлению текста

-Принес нам сказку Буратино. Только вот ,что произошло. Когда он читал, его длинный нос сделал множество дырок в  странице. Остались только некоторые слова. Посмотрите, как огорчился Буратино! Давайте попробуем все же узнать и рассказать сказку.

- Прочитайте слова: старик, старуха, зима, Снегурочка, весна, костер, прыгнула, облачко.

-Рассмотрите рисунки.

-Знакома ли вам эта сказка?

-Как она называется?

-Кто ее автор?

-Как же вы смогли узнать сказку?

-Итак, опорные слова помогли вспомнить сказку.

-Такие слова есть в каждом рассказе, стихотворении, в тексте.

-Эти слова можно назвать опорой, основой текста.

  1. 6. Развитие операций классификации опорных слов

-Прочитайте слова, приведенные в «Рабочей тетради».

-Вспомните, из каких они сказок.

-Распределите их на две группы и запишите в два столбика в «Рабочую тетрадь».

Вспомните сказки, допишите нужные слова: Мороз Багровый нос, лягушка-попрыгушка, рукавичка, Мороз Синий нос, барин, зайчик-побегайчик, мужичок, лисичка- сестричка.

-Какие слова для вас не знакомы?

-Что они обозначают?

  1. 7. Физкультминутка

-Прослушайте и запомните стихотворение.

-Повторяя его вместе со мной, выполняйте следующие упражнения:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

  1. 8. Определение опорных слов в тексте

-Посмотрите, Буратино принес еще одну сказку. Но от нее осталось одно название.

-Помогите Буратино вспомнить сказку «Серебряное копытце».

-Кто ее автор? (П.Бажов)

-Назовите и запишите в «Рабочую тетрадь» пять опорных слов. Они помогут нам вспомнить содержание всей сказки.

  1. 9. Самостоятельная работа

-Вспомните сказку. Запишите к ней пять опорных слов в Рабочую тетрадь». Название  сказки не записывайте.

-Прочитайте опорные слова вслух.

- Кто узнает сказку? ( После этого учащийся записывает название сказки в «Рабочую тетрадь».)

-Продолжите сказку, придумайте окончание.

-Допишите нужные опорные слова.

-Какими словами обычно заканчиваются русские народные сказки?

-Расскажите.

-Какие еще сказки вы знаете ? Кто их написал?

- Какие сказки называются авторскими?

  1. 10. Домашнее задание

-Вспомните сказку, в которой действие  происходит зимой, например , «Лиса и волк», «Золотой колокольчик», «Заяц и ворона», «Лиса и лапоть», «Серая Шейка». (Учитель демонстрирует соответствующие иллюстрированные книги.)

-Напишите к ней 5 опорных слов.

-Сделайте рисунок в «Рабочей тетради».

  1. 11. Подведение итогов

-Какие слова помогают вспомнить и рассказать сказки?

-Какие слова называются опорными?

-Чем отличается сказка от рассказа?

-Какое время года описывается во всех этих сказках?

  1. 12. Организованное окончание урока



 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.