Главная Школа для учителей нач. классов учительская Русский язык
PDF Печать E-mail
Автор: Oksana Kisel   

Урок 4 (урок - беседа)


Грамматическая тема: развитие навыков грамматического структурирования и языкового оформления текста,формировать умения конструировать текст, выделяя его тему.

Лексическая тема: зима.

Коррекционные задачи: познакомить детей с понятием «тема текста»;

учить определять тему текста, формулировать ее, заменять, используя синонимичность, многозначность слова;

формировать операции конструирования и реконструирования дискурса;

учить выделять единицы текста, объединять их с учетом логики и грамматики; формировать умения  давать полные и краткие ответы на вопросы, объединять их в связный рассказ;

учить связности и цельности высказываний;

дать представление о типах текста;

развивать самостоятельность и творческую активность при выполнении детьми конструктивных упражнений и по образцу;

заниматься актуализацией, обогащением, уточнением и систематизацией лексиконов по теме «Зима»;

формировать временные представления, причинно-следственные закономерности; заниматься предупреждением лексико-стилистических, морфолого-стилистических и синтаксико-стилистических ошибок.

Общеобразовательные задачи: учить подбирать родственные слова с помощью словоизменения , дифференцировать родственные и однокоренные слова;

развивать умение производить морфологический анализ слов;

учить строить предложения различной структуры, языкового оформления;

знакомить с текстами различных типов, учить выделять их структуру и самостоятельно использовать дискурсы в связной речи.

Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие,  усидчивость, умения работать Оборудование: индивидуально и в составе коллектива детей;

формировать навыки самопроверки, самоконтроля и прогностической деятельности в рамках коммуникативной ситуации.

предметные картинки , запись на доске.

План-конспект.

  1. 1. Организационный момент.
  2. 2. Речевая зарядка

-Прочитайте и медленно, по одному повторите скороговорку:

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

-рассмотрите картинки и покажите изображение валенок.

-Кто может объяснить значение слов невелички, маленьки, чернобровая?

-От каких слов они образованы?

-Что особенного в составе слова чернобровая?

-Какие примеры таких же слов вы можете привести?

-Почему назвали опушку бобровой?

-Рассмотрите картинки лесных животных и покажите картинку бобра.

-О каком времени года говорится в скороговорке? Докажите.

  1. 3. Развитие просодических компонентов речи

-Послушайте стихотворение.

-Затем прочитайте его по одному , меняя громкость голоса:

Спит первый снег. Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.                           (чтение тихим голосом)

Но вот уже на чистую страницу                  (чтение голосом обычной громкости)

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок.                (громкое чтение)

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Назовите зимние месяцы.

-Какой месяц можно назвать букварем зимы? Почему?

-Почему слово буковка сравнивается с синицей?

С чем еще сравнивается синица? Почему?

-Какая песня синицы?

  1. 4. Проверка домашнего задания

-Расскажите о своем любимом животном.

-Что вы составили?

-О ком вы рассказывали?

  1. 5. Сообщение темы урока

-Итак, мы прослушали очень интересные рассказы или тексты. Спасибо. В текстах говорится о ком-то или о чем-то. То, о чем (о ком) рассказывается, называется темой. Сегодня мы и будем говорить о теме текста.

  1. 6. Работа над текстом

-Итак, что такое тема текста?

-Прослушайте загадки-стихотворения:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

-О ком говорится в этой загадке- стихотворении?

-Что о нем сказано?

-Какие слова помогают определить тему текста?

-Назовите тему одним словом (волк).

Колкую зеленую срубили топором.

Колкая, зеленая к нам приходит в дом.

-Какие слова помогли найти отгадку, определить тему?

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит.

А только лечит.

-О ком данное стихотворение?

-Как вы догадались? Какие слова вам помогли?

-Какова тема стихотворения?

-Итак, что такое тема текста? ( О ком или о чем говорится в тексте.)

-Как можно узнать тему текста? (Определить, о ком или о чем идет рассказ.)

- На какие вопросы при этом нужно ответить? ( На вопрос о ком или о чем идет речь в тексте.)

  1. 7. Самостоятельная работа

-Прочитайте стихотворения. Определите и назовите их темы.

-Как вы узнали тему стихотворений?

-Прочитайте стихотворения на одну тему.

Он- хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(А.Рождественская)


Откроешь кран- пойдет тогда

Из лейки теплая… (вода).

Медведь.

- Ты куда идешь, медведь

-В город, елку приглядеть.

-Да на что тебе она?

-Новый год встречать пора.

-Где поставишь ты ее?

-В лес возьму , в свое жилье.

-Что э не вырубил в лесу?

-Жалко, лучше принесу.

(Г.Виеру)

Меня пьют, меня.

Всем нужна я. Кто я такая?

  1. 8. Физкультминутка

-Послушайте, запомните стихотворение и выполните следующие упражнения:

Мы шагаем по сугробам,                        (Дети шагают на месте)

По сугробам крутолобым                       ( Дети шагают, высоко поднимая ноги)

Поднимай повыше ногу.

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                         (Дети приседают)

Наши ноженьки устали.                          (Дети охватывают руками ножки)

Сейчас сядем, отдохнем,                         (Дети кладут головы на колени.)

А потом гулять пойдем.                          (Дети шагают на месте.)

- Почему сугробы назвали крутолобыми?

-Каким словом можно заменить слово проложи?

-Как названы ноги в стихотворении? Почему?

-Киками словами можно заменить слово потом?

  1. 9. Работа по структурированию текста

-Прочитайте предложения.( Текст может быть дан на доске в сокращенном варианте.)

Зимой солнце землю не согревает . Солнце низко висит над горизонтом. Его лучи не дают тепла лесным жителям. Для животных и птиц наступают голодные времена. Реки скованы льдом. Воет вьюга. От мороза трещит кора на деревьях. Звери с трудом идут по снегу. Не слышно песен птиц. Лишь стук дятла нарушает тишину.

-О чем вы узнали?

-О чем данные предложения?

-Составьте из предложений рассказ.

-Прочитайте. (Даются варианты ответов детей).

1. Зимой солнце землю совсем не согревает. Его лучи не дают тепла лесным жителям. Для животных и птиц наступают голодные времена. Звери с трудом передвигаются по снегу. Не слышно пения  птиц.

2.  Солнце низко висит над горизонтом. Для животных и птиц наступают голодные времена. Реки скованы льдом. Воет вьюга. От мороза трещит кора на деревьях. Не слышно пения птиц. Лишь стук дятла нарушает тишину.

-Назовите зимние месяцы.

-Как называется время года до зимы? А после зимы?

-Каких зимующих птиц вы можете назвать?

-Какие птицы выводят птенцов зимой?

-Какие животные впадают в спячку?

-У каких животных рождаются детеныши зимой?

-Где зимуют насекомые?

  1. 10. Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали на уроке?

Что такое тема текста?

-Как определить тему текста?

  1. 11. Домашнее задание

-Найдите и выучите стихотворение о животном или о птице нашего края. Определите тему текста. Сделайте к нему рисунок.

  1. 12. Оценка деятельности учащихся
  2. 13. Организованное окончание урока

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.