Главная Школа для учителей нач. классов учительская Русский язык
PDF Печать E-mail
Автор: Oksana Kisel   

Урок 3 ( урок- беседа)


Грамматическая тема: развитие грамматико-синтаксической структуры  предложения, текста,формирование понятия текста.

Лексическая тема: Мои друзья.

Коррекционные задачи:

формировать понятие о тексте как единице речи;

учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;

совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;

учить операциям программирования и языкового оформления речевого высказывания; развивать языковые и синтаксические обобщения; совершенствовать просодические компоненты речи.

Образовательные задачи:

формировать понятия «текст», «предложение», «слово», «словосочетание». «абзац», «план»;

уточнять представление о структуре текста и соответствующие понятия;

формировать навыки единого орфографического режима.

Воспитательные задачи:

воспитывать культуру речевого общения;

формировать умение слушать и слышать собеседника;

развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;

прививать трудолюбие.

Оборудование: карточки, предметные картинки, запись на доске.

План- конспект

  1. 1. Организационный момент
  2. 2. Речевая зарядка

-Разучим знакомую многим скороговорку. Прочитайте в «Рабочей тетради» и повторите по одному: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

-О каком качестве идет речь?

-Почему нельзя воровать?

-Что вы сейчас повторяете?

-Почему вы так решили?

-Какие звуки повторяются в скороговорке чаще всего?

-Назовите слова со звуками р и л .

  1. 3. Проверка домашнего задания

-Прочитайте пословицу с антонимами. Когда так говорят?

  1. 4. Сообщение темы урока

-Прочитайте записи на доске:

1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.

2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.

-Кто может сказать, что такое текст?

-Сегодня мы повторим , что такое текст, какими знаками он обладает. Научимся отличать текст от набора предложений.

-Определите, где написан текст? Докажите это.

-О чем говорится в предложении под цифрой 1?

-О чем говорится в записи под цифрой 2?

-Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?

-Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.

-Какое заглавие вы придумали ко второй записи?

-Прочтите и спишите с доски:

Текст

1)    В тексте все предложения связаны по смыслу.

2)    К тексту можно придумать заглавие.

  1. 5. Развитие лексико-грамматических конструкций

-Для того, чтобы составлять текст, нужно уметь отбирать нужные, точные слова.

-Вспомним слова- антонимы. Какие слова называются антонимами?

-Отгадайте загадки и подберите к словам- отгадкам антонимы:

Этому мальчишке

Доверять нельзя никак.

Что ни скажет язычишко-

Все неправда, все не так.

(Врун)

Он привык  всегда, везде

Думать только о себе.

(эгоист)

Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит,

Только про саму себя

Не расскажет , промолчит.

(ябеда)

Ах, как часто нужно нам

С кем-то поделиться!

Кто привык везде скупиться?

Кто твердит всегда: «Не дам!»?

(жадина)

Я красавец, я силач,

Я умелец, я лихач,

Я отличник, я всезнайка,

А зовут меня …

(зазнайка)

-Какие отрицательные качества характера нужно преодолевать?

- Почему в загадке использовано слово «язычишко»?

- Какие положительные качества характера помогают дружбе?

  1. 6. Физкультминутка

-Прослушайте стихотворение «Лентяй», выполните вместе со мной следующие упражнения:

Две руки хлопают,

Две ноги топают,

Два локотка вращаются,

Два глаза закрываются.  ( Дети выполняют соответствующие движения.)

Мой дружок такой лентяй, (школьники разводят в стороны руки)

Только отдых подавай!   (Ученики приседают, руки кладут под голову)

  1. 7. Работа с деформированным текстом

-Найдите в «Рабочей тетради» текст.

-прочитайте его.

Ворона  Кара

Была у нас ворона Кара она клювом листала книгу ворона считала на счетах Кара ловко снимала кольцо со столбика.

-Получился рассказ?

-Почему?

Что такое счеты?

-Что значит, ворона считала на счетах?

-Какие знаки препинания ставятся в  конце предложения?

-Как еще можно показать границы предложения?

-Что такое граница?

-С какой буквы начинается предложение?

-Прочитайте еще раз выразительно рассказ.

-Покажите голосом начало и конец  каждого предложения.

-Докажите, что вы прочитали текст.

-Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.

-Все предложения имеют границы (начало и конец).

  1. 8. Закрепление пройденного в письме

-Прочитайте текст «Наша Мурка».

Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.

-Можно ли это назвать текстом? Почему?

-Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?

Обозначьте цифрами  порядок предложений в тексте.

-Прочитайте предложения в нужной последовательности.

-Докажите, что вы составили тест.

-Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы?

- Как располагаются предложения в тексте?

-Можно ли в таком виде записать текст?

-Как пишется первое предложение в тексте? ( С красной строки)

-Слово красное в славянских языках обозначает красивый ,хороший.

-В древних книгах ( Ив современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.

-Красная строка показывает законченную часть текста.

-О какой девочке идет речь в тексте? Какая она?

-Спишите текст.

Наша Мурка

У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молоко. Кошка сыта, она спит.

  1. 9. Обобщение пройденного на уроке

-Что такое текст?

-Работали ли вы с текстами на других уроках?

-Какие тексты вы можете назвать ?

-Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему?

-Что нового о тексте вы узнали сегодня?

Какие выводы сделали?

  1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
  2. К тексту можно придумать заглавие.
  3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
  4. Предложения в тексте располагаются последовательно.
  5. 10. Домашнее задание

-Составьте текст о своем любимом животном.

  1. 11. Оценка деятельности учащихся
  2. 12. Организованное окончание урока

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.