Главная Школа для учителей нач. классов учительская Русский язык
PDF Печать E-mail
Автор: Oksana Kisel   

Урок 2

(сообщение нового материала)


Грамматическая тема: Знакомство с антонимами, актуализация и обогащение словаря по теме:»Осень».

Лексическая тема: осень.

Коррекционные задачи:

дать представление об антонимии;

учить выделять антонимы среди слов, в тексте;

совершенствовать навыки редактирования текста с использованием слов-антонимов; развивать связную речь;

формировать операции анализа, синтеза, классификации, систематизации, обобщения; учить уточнять устное сообщение путем его редактирования с использованием антонимов.

Общеобразовательные задачи:

познакомить детей со словами –антонимами;

учить использовать антонимы в речи;

учить дифференцировать многозначные слова, синонимы и антонимы;

формировать точность, образность, лаконичность речевого высказывания;

развивать морфолого-синтаксические  обобщения ;

развивать чувство языка;

учить актуализации нужных словоформ на основе выделения их лексико-грамматической отнесенности.

Воспитательные задачи:

воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь;

формировать навыки самоконтроля и самооценки речевой и учебно-практической деятельности.

Оборудование: кукла «Незнайка», макет «домика» антонимов, предметные картинки с изображением грибов, запись на доске.

План-конспект.

  1. 1. Организационный момент.
  2. 2. Работа над логико-грамматической конструкцией.

- Ребята, посмотрите, какой задумчивый прибежал Незнайка.

-Кто может объяснить значение слова задумчивый?

-Оказывается , он прочел предложение и не может его понять. Поможем ему, ребята.

-Откройте «Рабочие тетради». Прочитайте предложение: Как аукнется, так и откликнется.

-Как можно объяснить значение слова аукнется?

-Слова аукнется и откликнется- противоположные по значению.

-Как вы понимаете данное выражение?

-Где можно услышать: «АУ»?

-Когда так кричат? Почему?

-Когда еще используют выражение: Как аукнется, так и откликнется?

-Почему так говорят?

-Приходилось ли вам слышать ( использовать самим) данное выражение? Когда это было?

-Как можно назвать данное выражение ( предложение)?  (поговоркой).

Почему вы так решили? Объясните.

-Подберите слово, противоположное по значению слову говорят (молчат).

  1. 3. Речевая зарядка.

-Поиграем в эхо. (Ученики делятся на две команды)

-По моей команде каждый участник команды произносит: «АУ» громко или тихо, высоким , низким или голосом обычной для вас высоты.

-Испугали мы в лесу лису, убегает она от нас.

-Прочитайте вслух скороговорку из «Рабочей тетради»:

бежит лиса по шесточку: Лизни , лиса, песочку.

-Объясните значение слова шесточек.

-Прочитайте скороговорку: 1) громко с отхлопыванием ритма, 2) тихо. С отхлопыванием ритма, 3) с силой нормальной громкости, увеличив темп.

-Какое противоположное по значению слово можно подобрать к слову бежит? (стоит).

  1. 4. Проверка домашнего задания.

-Расскажите Незнайке, с какими словами вы познакомились на прошлом уроке.

-Прочитайте Незнайке синонимы, которые вы подобрали к словам веселый, маленький, кукла.

  1. 5. Сообщение темы урока.

-Итак, мы называем предметы, признаки предметов, действия. Многозначные слова имеют несколько значений. Синонимы говорят об одном и том же по –разному.

-Сегодня мы познакомимся с антонимами.

-Они «живут» в домике. Чтобы с ними познакомиться, надо подняться по ступенькам и открыть дверь.(Демонстрируется «домик» антонимов,)

-«Ступеньками» будут все задания на уроке.

  1. 6. Физкультминутка

--Сначала немного разомнемся.

-Прослушайте стихотворение, а затем выполните следующие движения:

Утром дети в лес пошли            (Дети шагают, высоко поднимая ноги)

И в лесу грибы нашли.                       (Размеренно приседают.)

Наклонялись, собирали,                     ( Учащиеся наклоняются вперед.)

По дороге потеряли.                           (Ритмично разводят руки в стороны)

  1. 7. Составление текста по сюжетной картинке

1)    Работа с картинками

-Рассмотрите сюжетные картинки в «Рабочей  тетради». Ответьте на вопросы.

-Какой будет рассказ?

-Почему  вы так решили?

-Сколько в нем будет частей?

- О чем идет речь в первой части? Куда идет семья?

-Что делает мама?

-Что у нее в руках?

-Что делает папа?

-Что он несет?

-Скажите, что делают их дети?

-Какая погода изображена на картинке?

-В какую погоду семья не пошла бы в лес? ( в плохую, дождливую.)

Почему улыбаются папа и сын?

-Какой гриб нашел Витя?

-Что художник нарисовал на третьей картинке?

-Рассмотрите четвертую картинку и скажите, о чем рассказывает мальчик?

-О чем хотел сказать художник?

Какое название можно дать данному рассказу?

-Кто может по-другому озаглавить его?

2)    Чтение текста учителем

- Послушайте, какой рассказ у нас получился.

-Было лето. Мама, папа и их дети пошли в лес за грибами и ягодами. Дорога шла через поле. Погода стояла чудесная. В лесу мальчик с папой нашли много грибов. Витя нашел подберезовик. Мама собирала ягоды. Девочка ей помогала. По дороге к дому Маша нарвала красивый букет цветов. Вечером был настоящий праздник!

-Понравился ли вам рассказ?

-Что больше вам понравилось?

Можно ли данные предложения назвать текстом?

Почему вы так решили?

Подберите противоположные по значению слова к словам много, красивый.

3)    Языковой анализ текста

-Объясните значение выражения Дорога шла через лес.

-Что значит идти?

-О ком или о чем можно еще так сказать? Приведите примеры.

-Объясните значение слов чудесная, настоящий, праздник.

-Почему назвали гриб подберезовиком?

4)    Орфографическая работа

-Прослушайте и объясните написание слов Витя, Маша, чудесный, праздник.

-Подберите слова со слогом –чу-.

  1. 8. Развитие логико-грамматических отношений

-Прослушайте стихотворение-загадку: Стоит лепешка на одной ножке. Кто мимо ни пройдет, всяк поклонится.

-О чем идет речь?

-Что означают слова лепешка, всяк?

-Какими словами их можно заменить?

-Как вы понимаете значение выражения пройти мимо?

-Рассмотрите внимательно изображения грибов в «Рабочей тетради».

-Какие грибы бывают?

-Приведите примеры, найдите и покажите среди картинок соответствующие изображения.

  1. 9. Развитие слухопроизносительного ритма, языковых обобщений

-Отгадайте загадки и договорите четверостишия:

Словно желтые утята,

У пенька сидят …(опята).

Как замшелые сучки,

По весне растут …(сморчки).

-Что обозначает слово замшелые? (почитайте в словарике объяснение его значения).

Тут не яркие игрушки-

Между пней растут …(волнушки).

А в прорубленной делянке

На пеньках сидят … (поганки).

- Что означает слово делянка? ( Познакомьтесь со значением этого слова в словаре).

Будто сказочные птички,

Пьют росу в траве … (лисички).

Там, где веток слышен хруст,

Вырос важный, сочный ….(груздь).

Во мху расти привык

Разноцветный .. ..(моховик).

-Назовите все грибы, о которых шла речь в загадках.

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие несъедобные грибы вы можете назвать и показать на картинках?

  1. 10. Работа над загадкой

-Рассмотрите картинку в «Рабочей тетради». Что на ней изображено?

-Прочтите ( прослушайте) стихотворение «Лисички» А . Шибаева.

-Кто вы?

-Мы лисички, дружные сестрички.

-Ну, а вы – то кто же?

-Мы лисички тоже!

-Как , с одной-то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой.

-О ком и о чем говорится в стихотворении?

-Как можно назвать слово лисички? (многозначное)

-Объясните значение слова дружба.

-Подберите к слову дружба противоположное по значению.

- Хорошо ли враждовать?

  1. 11. Подведение итогов урока

-Ребята, посмотрите , дверь «домика» антонимов открылась. Вы правильно выполнили задание.

-Прочитайте, какие слова называются антонимами.( слова, обозначающие противоположные признаки.)

-Для чего нужны антонимы?

  1. 12. Домашнее задание

-Подберите и запишите пословицу с антонимами, например: Что посеешь, то и пожнешь.

-Что означает слово жать?

-Какие еще значения имеет слово жать?

-Каким словом оно может быть заменено? (собирать, срывать, убирать).

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Когда так говорят?

  1. 13. Оценка деятельности учащихся
  2. 14. Организованное окончание урока

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.