Главная Школа для учителей нач. классов учительская Русский язык
PDF Печать E-mail
Автор: Oksana Kisel   

Речевое развитие учащихся начальной школы

Одним из центральных направлений общеобразовательной школы является речевое  развитие учащихся начальных классов. Воспитание речевой культуры, любви  к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной волевой сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Тема «Развитие связной речи у учащихся начальных классов» является актуальной, так как огромную роль в психологическом развитии детей играет язык и речь.

Успешность обучения детей в школе во многом  зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение  текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития.

Необходимо своевременно выявлять контингент детей с данными проблемами и начинать  не только коррекцию имеющихся у них недостатков речи, но и  усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации. В процессе умственного и эстетического развития учащиеся приобщаются к культуре своего народа. У детей данной категории, прежде всего, необходимо развивать познавательную деятельность в сфере овладения языком и речью.

В данной работе представлены планирование, конспекты занятий, наглядный материал. По данной теме проведены родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации с родителями .

Надеюсь, что представленный в работе материал будет интересен и полезен.

На протяжении многих лет я занимаюсь развитием связной речи у детей обучающихся в начальной школе.

Выбор темы не случайный, так как , работая учителем, и имея вторую специальность учитель-логопед, я пришла к выводу, что школьники с ОНР (общее недоразвитие речи), имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся  сверстников в овладении навыками связной, прежде всего, монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний  (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые попуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи школьников  с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми связной речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.

Для изучения состояния связной речи учащихся с ОНР использую в своей работе следующие методы:

-Обследование словарного запаса по специальной схеме;

-Исследование связной речи с помощью серии заданий;

- Наблюдение за детьми в процессе учебной , предметно-практической , игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях образовательного учреждения;

-

Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно-полноценных, связанных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря учащихся –необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

Для обследования словаря использую наглядный материал из соответствующих пособий Г.А.Каше и Т.Б.Филичевой, О.Е. Грибовой и Т.П.Бессоновой.

Лексический (и соответствующий картинный) материал отбираю с учетом следующих принципов:

-семантического (в словарь минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов, слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: « далеко-близко», «вверху - внизу» и др.;

-лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия,  предлоги- в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием;

- тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи» и «Фрукты», физические обиходно-бытовые, профессиональные действия, слова, обозначающие цвет, величину и другие качественные характеристики предметов и др. Выясняю знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

Наблюдения за речью детей осуществляю в процессе игровой, обиходно- бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращаю на наличие и уровень сформированности у учащихся навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответ, задать вопрос, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.) на особенности речевого поведения. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи учащихся, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации.

В целях комплексного исследования связной речи учащихся использую серии заданий:

1. Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С.Цветковой .1985г)

2. Составление предложения по трем  картинкам, связанных по смыслу;

3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

5. Сочинение рассказа из личного опыта;

6. Составление рассказа – описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития учащегося программа может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества.

7. Окончание рассказа по данному началу; придумывание рассказа на заданную тему. Комплексное обследование позволяет целостно оценить речевую способность учащегося  в разных формах  речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). Используя данные обследования я разработала систему коррекционной работы  (планирование, конспекты занятий) и это мне позволяет добиваться положительных результатов в своей работе.

 



 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.