Главная Школа для учителей нач. классов наша школа
PDF Печать E-mail
Автор: Лукьяненко Светлана Борисовна, 49 лет, зам. директора по научно-методической работе МОУ СОШ №46 г. Сургута Тюменской обл.   

Наша новая школа



Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк, писатель


Менделеев писал своему другу: «К педагогическому делу надо призывать не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность». Эти слова учёного давно помогли многим педагогам осознать своё  предназначение  в профессии Учитель, которой они посвятили всю свою жизнь.
Конечно, среди калейдоскопа картинок рабочего дня, даже  самому опытному и закалённому делами педагогу, можно почувствовать себя подавленным и опустошённым. Но, то ощущение счастья и удовлетворения, которое  получаешь от творческого поиска, профессионального общения и созидания, вносит равновесие в ощущение действительности и делает нашу  работу интересной. Позитивное отношение к жизни и определило выбор профессии, желание быть нужными, вести за собой. Мы учителя понимаем и огромную степень ответственности. Педагог виден в школе со всех сторон, и любое неверное движение нарушает гармонию, отражается на тех, кому он помогает стать не только хорошим учеником, но и настоящим человеком. Только точность, выверенность, сообразность решений, действий, поступков позволяет насладиться настоящим искусством Учителя.
Вот уже шесть лет нашей школе-новостройке. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 с углублённым изучением отдельных предметов города Сургута  возглавляет  директор - Иванисов Николай Фёдорович. Он контролировал весь процесс её возведения так, как если бы строил  собственный дом: познакомился с подрядчиком – строительной компанией «Сургутгазстрой», изучил проектную документацию, каждый день следил за качеством выполняемых работ, вносил свои коррективы. Через время знал весь процесс выполняемых  работ от фундамента до коммуникаций. Ему приходилось договариваться, настаивать на разумных изменениях проекта, учитывать особенности конструкции для региона, где морозы достигают 50-градусной отметки, быть уверенным в её безопасной эксплуатации. Сейчас в нашей школе комфортно всем: и ученикам, и учителям, и родителям, и гостям.

Сегодня ученики, и учителя в школе – не гости, а её полноправные хозяева, которые проживают здесь плодотворную, красивую, наполненную знаниями и событиями жизнь, имеют свободу выбора, возможность самовыражаться, гармонично развиваться, приносить друг другу удовольствие в процессе учёбы, труда и отдыха. Только свобода выбора даёт человеку возможность  совершенствоваться, находить свой собственный путь и решения, расти. Наша новая, современно оборудованная и красивая школа, получила статус школы с углублённым изучением отдельных предметов (математика, английский язык, литература). Немаловажным является её  выгодное расположение в городе. На 1 сентября 2004 года  было принято 1280 заявлений  обучающихся.  На сто мест в первых классах претендовало 412  детей. В 2010-2011 учебном году  в школе обучается 1300 учащихся.

Для нашего коллектива  важно, чтобы школа могла  конкурировать с другими образовательными учреждениями города  не только по причине удобного её месторасположения  и современного сооружения, а, прежде всего, по причине высокого уровня образования и воспитания, который мы способны обеспечить. Партнёрские отношения  с родителями, с бизнес - структурами, со СМИ, с общественными организациями, другими образовательными учреждениями помогли  школе стать открытой, свободной и «прозрачной». Создав  Управляющий совет, мы  быстро оценили результаты его деятельности: родители активно включились в учебно-воспитательный процесс, посмотрели на школу другими глазами, стали больше нам доверять, принимать участие в решении внутренних проблем.
Осознавая, что школе необходимы серьёзные перемены в образовании, много учились и учимся. Курсы повышения квалификации, семинары, конференции, круглые столы, предметные недели.  В  коллективе знают, что учителю необходимо  учиться, развиваться, расти. Сегодня в школе - 107 педагогов, трое имеют почётное звание «Заслуженный учитель РФ», десять  учителей - Почётные работники общего образования РФ. В период с 2006 по 2009 год восемь учителей школы получили Премию Президента РФ, одиннадцать учителей - Премию главы города Сургута. В 2008 году восемь педагогов  были награждены дипломами и медалями «За вклад в развитие образования»  Российской энциклопедии «Одарённые дети - будущее России». Многие из них давно вышли за рамки школы, постоянно демонстрируют своё мастерство педагогической общественности города, округа, участвуют в международных, всероссийских, региональных, муниципальных  конкурсах, дают открытые уроки, которые называют уроками наивысшего мастерства.
С 2007 по 2009 год школа являлась муниципальной опорной площадкой по направлению: «Информатизация общего и дополнительного образования». Так,  в рамках реализации инновационной деятельности были подготовлены и проведены 16 городских мероприятий: семинары-практикумы, творческие мастерские, круглые столы, мультимедийные презентации, конференции, коллоквиумы. «Образовательное учреждение, работающее в режиме эксперимента, находится в режиме развития…» (Поташник М.М., Лазарев В.С.).  Мы стараемся, чтобы в инновационную деятельность школы были вовлечены не только учителя и ученики, но и их родители, чтобы экспериментальная деятельность охватывала наибольшее число участников образовательного процесса, которые понимают и принимают то, чем они занимаются, осознают свой вклад в копилке результатов деятельности  школы. В этом году мы продолжили  инновационную деятельность в рамках опорного образовательного учреждения по направлению: «Профессиональное становление молодого специалиста в образовательном пространстве города». Это один  из наиболее ответственных участков нашей работы. Следует отдельно сказать об опытных учителях. Они умны, амбициозны, талантливы,  настоящие подвижники своего дела, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. У них есть чему научиться! Опытные педагоги включены в научно-методический совет школы. Они  флагманы инновационной и методической работы, наставники молодых специалистов. В 2008 году  директор школы  участвовал в конкурсе инновационных программ менеджмента общеобразовательного учреждения в номинации «Лучший руководитель образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Программа менеджмента качества ИКТ - образования  получила грант Губернатора ХМАО - Югры. Необходимость работы над этой программой была предопределена Программой развития школы на 2005-2010 г.г. и её подпрограммой «Информатизация образования». Анализ работы в этом направлении показал, что сильными сторонами школы являются:
- высокий уровень оснащённости 56 кабинетов комплектами технических средств обучения: компьютер, телевизор, документкамера, диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, музыкальный центр;
- наличие 157 компьютеров, соединенных в локальную сеть;
- оснащённость четырех кабинетов  интерактивными досками;
- высокий уровень оснащённости четырёх кабинетов информатики;
- готовность кадров к использованию информационных технологий в образовательном процессе;
- оборудование оргтехникой и компьютерами в полной комплектации рабочих мест учителей;
- обеспеченность компьютерами, сканерами, принтерами, ноутбуками всех структурных подразделений школы;
- наличие социальных партнёров и спонсоров в ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Газпром»;
- создание технической службы: инженер, администратор локальной сети, техник, лаборант;
- запросы потребителей образовательных услуг на развитие компетентностей в сфере информатизации;
- запросы социума на функциональную грамотность и конкурентноспособность в условиях информационного общества.
Анализ внешней среды позволил сделать вывод о том, что  школа имеет определённые преимущества для развития в этом направлении. Следовательно, целью школы на данном направлении явилось повышение качества информационно-коммуникационного образования педагогов и обучающихся. Программой развития школы были намечены области изменений и определены проекты, реализация которых позволила перевести школу в новое качественное состояние. В 2010 году мы успешно завершили следующие проекты:
1. «Образовательная сеть» (развитие профильного обучения, в том числе информационно-технологического).
2. «Библиотека - медиатека» (создание фонда цифровых образовательных ресурсов).
3. «Локальная сеть» (создание локальной сети школы с выходом в Интернет, Интранет и на домашние компьютеры).
4. «Образовательная программа по информатике с 1 по 11 классы» (создание преемственности разноуровневой программы по информатике).
5 «Школьный сайт» (развитие школьного самоуправления и участие учащихся в реализации программы развития).
Так, мониторинг качества результата показал, что в 2010 году количество педагогов, уверенно применяющих цифровые образовательные ресурсы, увеличилось на 38%, количество учащихся, использующих ЦОР и Интернет ресурсы, увеличилось на 49 %, повысилось качество освоения программ по информатике, возросла активность родителей, социальных партнёров, спонсоров. Школа стала победителем в конкурсе «Лучший фонд информационных ресурсов» в номинации «Эффективное использование фонда программного обеспечения». В конкурсах учебных презентаций приняли участие 36 педагогов и 72 учащихся.
Процесс совершенствования школы останавливается тогда, когда заканчивается анализ информации об успеваемости учащихся и соответствии программ обучения и развития школы потребностям заказчика образовательных услуг. Основной целью школы является повышение качества и общедоступности качественного образования. В 2007 году был создан мониторинговый центр, в функции которого входит обработка и анализ  информации об успеваемости учащихся 1-11  классов, формирования ключевых компетентностей. Сегодня каждый участник образовательного процесса может быстро получить информацию об успеваемости класса или отдельного ученика, увидеть динамику роста или снижения успеваемости, качества знаний по предметам, узнать о результатах успеваемости в классах углублённого изучения отдельных предметов.
Наряду с качеством освоения программ общего образования (основных и дополнительных) мы отрабатываем мониторинг формирования ключевых компетентностей. За период с ноября  2006 года по март 2010 года проводилось три этапа мониторинга формирования информационной, коммуникативной и социальной компетентностей. Результаты мониторинга показали развитие информационно- коммуникационных компетентностей. В  том числе, умение отбирать информацию под учебную задачу, классифицировать её, предъявлять в разной форме, показали 67% учащихся 9 классов. Умение вести диалог, дискутировать, публично выступать предъявили 69% учащихся 9 классов. Это свидетельствует об увеличении доли учащихся, овладевших информационно-коммуникационными технологиями, на 21% и 24 % соответственно. Увеличилась активность наших старшеклассников в разработке и реализации социальных проектов, акциях, конкурсах.
На днях прошла защита социального проекта «Проблема сохранения народов ханты и манси на территории Югры». Учащиеся 11 классов продемонстрировали высокий уровень решения социальной проблемы, что и является показателем  их социальной зрелости. Важным компонентом деятельности наших учителей является организация и осуществление исследовательской и проектной, поисковой работы, художественного творчества, в которых дети могут проявить свои творческие, познавательные способности в полной мере. Действует школьная программа «Одарённые дети». Разработана Программа развития школы на 2011-2015 г.г. «Школа как творческая лаборатория». Только в совместном диалоге учитель-ученик, где сохраняется высокий этический уровень  взаимоотношений, где ребёнок чувствует себя значимым и защищённым, рождается творчество. Педагоги уверенны, что это один из самых замечательных способов услышать ребёнка и продемонстрировать ему свои лучшие педагогические способности. Недавно мы проводили педагогический совет и по традиции пригласили на него родителей и учащихся-членов научного общества «Золотой миллиард» (общество организовано в 2005 году). Мы попросили ребят 8-11 классов подготовить к  педагогическому совету небольшие выступления, в которых бы они рассказали, как начинали  путь в науку, почему появилось желание заниматься научно- исследовательской деятельностью, поделиться успехами. Своё выступление учащиеся  начали с гимна научного общества «Золотой миллиард». С ними пел весь зал. Президент научного общества Комаренко Александр, ученик 11 класса, сказал: «Четыре года назад в научное общество меня и моих товарищей привёл учитель, с которым нам всегда интересно. Встреча с ним - открытие!  Он понимает нас, любит детей!». Ученики не станут заниматься научно-исследовательской деятельностью с тем, кому они не верят, кто не является для них авторитетом, кто не может удивить и заинтересовать, кто не любит их. Василий Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
Вопросу подготовки педагогов научно-исследовательской деятельности с учащимися мы уделяем большое внимание. К учёбе подключены методисты, психологи, научные работники.  В 2005-2006 учебном году  педагогов - исследователей было  шесть,  в 2008-2009 учебном году-  восемнадцать,   в 2009-2010 учебном году - сорок два. В этом году на научную конференцию «Шаг в будущее»  подготовлено 12 работ учащихся 8-11 классов, на «Шаг в будущее - Юниор» - 11 работ учащихся 4-7 классов, на заочный этап научной конференции «Юность. Наука. Культура» - 42 работы, на конференцию «Первые шаги в науку» - 8 работ.
Ежегодно Всероссийская Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» награждает школу за результативное участие во всех проектах программы.
Несколько лет подряд школа занимает третье  место в городе по количеству призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Растёт активность участников олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок. Так, с 2007-2008 учебного года мы - участники  Международной олимпиады по основам наук в Уральском федеральном округе. Олимпиада проводится для учащихся 5-10 классов по 11 предметам. Четвёртый год наши ученики отправляются  на заключительный этап олимпиады  в Чехию, Германию, Турцию, Украину.  Особенно  нас воодушевляет отношение родителей к олимпиадному движению в школе, их огромная поддержка и понимание значимости таких мероприятий.
Модель дополнительного образования  в школе представляет собой модель школы, работающей в режиме полного дня. Школа полного дня - это такой ритм работы, когда для детей создаются условия как бытовые, так и образовательные, и во второй половине дня они могут получить все необходимые образовательные услуги. По сути, создаются условия для формирования духовно-нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры личности. Ребята занимаются подготовкой исследовательских, проектных работ, готовятся к соревнованиям, реализуют программы профильного обучения. Все программы дополнительного образования реализуются по шести направлениям:
научно-техническое (студия киновидео-творчества «Навигатор», клуб «Авиомоделирование»);
научно-познавательное (объединение «Эрудит», лаборатория  риторики и диалога культур);
художественно-эстетическое (студии ИЗО, народного и бального танца, эстрадного вокала, театральных миниатюр, хор);
эколого-биологическое направление (объединения «Зелёный мир» и «Дети Югры»);
физкультурно-спортивное (секции тхэквондо,  боевых искусств народов севера «Пупикат», волейбола, футбола, спортивного плавания, баскетбола,  спортивной гимнастики, студия «Шахматный король», лыжная секция);
социально-педагогическое (дружины: «Светофор», «Пожарники», школьный издательский центр «Глобус», студия развития моторики «Пирамидка»,  гражданский клуб «Патриот»).
Сегодня в школьной системе дополнительного образования  занято 1263 учащихся, из них 291 человек, учащиеся из близлежащих образовательных учреждений МОУ Лицей №1,МОУ СОШ № 30,32,34. Смысл развития системы дополнительного образования детей состоит, прежде всего, в сохранении и развитии уникальности каждого ребёнка, в создании условий для их осмысления себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим, в формировании устойчивой сопротивляемости разрушительным воздействиям.

В период строительства школы особое внимание было обращено на инфраструктуру школы, которая бы соответствовала современным требованиям, обеспечивала  хорошие условия для проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. В школе два спортивных и  тренажёрный залы, зал тхэквондо, зал рукопашного боя, зал пупикат, зал ритмики, бассейн, стрелковый тир, комплексный зал для настольного тенниса и сухого плавания, стоматологический и два медицинских кабинета, библиотека, читальный зал, электронная библиотека, актовый, лекционный и видео залы. Действует 13 спортивных секций, в которых занимаются 899 учащихся. В спортивных секциях по отдельным видам участвуют до 70% детей. В школе проводятся Дни здоровья, спартакиады, эстафеты, уроки здоровья. Совместная оздоровительная работа с Сургутским педагогическим университетом, кафедрой естественнонаучных дисциплин позволяет нам уделять достаточно внимания комплексной диагностике здоровья учащихся: медицинским, биологическим, психическим показателям, а также оценке социального благополучия школьников.
Реформа школы продолжается, и требования к ней повышаются. В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, личности, способные преодолевать возникающие трудности и проблемы.
Быстро  и интересно прошли шесть лет. Достигли немало, но ещё больше предстоит сделать:
2005 год - лауреаты  Всероссийского конкурса «Школа года»;
2006 год - победители российского конкурса «Авторская школа – Эврика»: дипломы «Знак качества образования», «Инновационная школа», «Экспериментальная школа»;
2007 год - победители конкурсного отбора на соискание грантов Главы города Сургута в сфере образования в номинации «Конкурсный отбор по результатам мониторинга деятельности образовательных учреждений»; почётная грамота за активное участие в окружном смотре-конкурсе  «Лучшее образовательное учреждение автономного округа по охране труда»; диплом первой степени по итогам смотра – конкурса на звание «Самая благоустроенная территория»; диплом за победу в городском конкурсе «Лучший фонд информационных образовательных ресурсов»; диплом участников энциклопедии «Лучшие люди России» за результативность и успешность работы в деле образования и воспитания молодёжи по итогам деятельности в номинации «Российское образование»;
2008 год – сертификат Всероссийской национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинации «100 лучших образовательных учреждений»; победители окружного смотра-конкурса «Лучшее образовательное учреждение по охране труда в ХМАО - Югре»; 8 педагогов и 10 учащихся внесены в Российскую Энциклопедию «Одарённые дети - будущее России»
2009 год - сертификаты Всероссийской национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинациях: «100 лучших образовательных учреждений», «Лауреат Национальной образовательной программы», «Лауреат Российского заочного конкурса» в номинациях «Начальная школа», «Русский язык», «Экономические и географические конкурсы»;
2010 год- сертификаты Всероссийской национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинациях: «Образовательное учреждение года», «100 лучших образовательных учреждений», «Лидеры инновационного образования», «Лауреат Национальной образовательной программы», «Лауреат Российского заочного конкурса» в номинациях «Начальная школа», «Русский язык», «Экономические и географические конкурсы»; «Английский язык».
Сегодня задача нашей современной школы научить выпускника самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, своевременно и умело реагировать на разные жизненные ситуации, важно построить такое образовательное пространство, в котором каждый ученик сможет раскрыть свои способности, самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. «Постепенно придет новое образование, которое, сохраняя некоторые ценности традиционного и технологического обучения, будет стремиться к индивидуализации обучения, подбору образовательных технологий, адекватных возрасту, к построению образовательной среды, «оживляющей» знания. Это станет условием получения новых образовательных результатов в соответствии с ценностями будущего общества (Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  до 2020 года).

Фоторепортаж из школьной жизни










 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.