Главная Школа для родителей обучение в семье Не хочет или не может читать? Дислексия
PDF Печать E-mail

Не хочет или не может читать? Дислексия

Навык чтения определяется несколькими параметрами:

  • способ чтения (по слогам, словами или группами слов). В 1-2 классах у некоторых детей единицей чтения служит слог и только к 5-6 - это слово или группа слов.
  • скорость чтения (к 5 классу техника чтения должна составлять 100-120 слов в минуту);
  • беглость;
  • понимание прочитанного.

Обычно к 5 классу чтение ребенка стает беглым, осмысленным, выразительным. Но есть дети, которым после усилий учителей и родителей в освоении навыка чтения, ставят "непонятный диагноз" - дислексия. Этой проблемой интенсивно занимаются учителя, лингвисты, психологи, неврологи. Примерно у 2-10 % детей наблюдается та самая дислексия.

Английский психиатр Майкл Раттер считает дислексию как общее недоразвитие чтения или специфическая задержка чтения. Первое часто связано с "явным неврологическим расстройством и со множеством других отклонений развития, таких, как нарушение координации движения, восприятия, продуктивных способностей, речи и языка". Специфической задержкой чтения он называет "нарушения, при которых у ребенка обнаруживается гораздо более слабые навыки чтения, чем это можно было бы предположить, исходя из его возраста и уровня интеллекта (4-8%). Она сопровождается гораздо более узким кругом нарушений - нарушения речи, произношения, правописания, - а знания по другим предметам больше соответствуют требованиям".

Российский дефектолог Корнеев А.Н. на начальном этапе обучения чтению важным симптомом дислексии называет трудности с пониманием и запоминанием того, что какая-либо буква соответствует определенному звуку, а также сложности со складыванием звуков в слоги. Ребенок с дислексией не может овладеть слогослиянием, беглым чтением и плохо понимает прочитанное. Также словарный запас у него ограничен, наблюдаются орфографические ошибки, нарушения в речи, сложности в запоминании цветов и в понимании смысла картинки.

Легче дислексию обнаружить и скорректировать у детей 6-8 лет.

Ученые, исследуя причины дислексии, так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Одни считали, что это следствие генных предпосылок; другие придерживались мнения специфической задержки чтения в результате повреждения нормального процесса роста и созревания каких-то зон коры головного мозга. Третьи наблюдали наиболее часто встречающуюся дислексию у   леворуких детей или скрытых левшей, когда малыш пишет правой, но ведущим у него является правое полушарие, а не левое, как должно быть. Такие дети путаются в определении, где право, а где лево, даже слова могут читать справа налево; а при чтении они заменяют буквы или слова.

Часто плохое чтение сопровождается и плохим почерком. В 5-6 лет такие дети плохо распознают простые геометрические фигуры.

Нередко дислексия сопровождается и дисграфией - нарушением письма. Ребенок заменяет или пропускает гласные, переворачивает согласные.

При своевременной помощи дети с трудом преодолевают трудности, и чтение уже не составляет трудности. Но нужно как можно раньше обратить внимание на эти проблемы. Если дислексия не вылечена до 10 лет, то дети не смогут догнать своих сверстников к моменту окончания школы, а возможно еще и отстанут.

Помните, что самостоятельно ребенок не в силах справиться с этой проблемой, ему нужна квалифицированная помощь.

Обратитесь к специалисту, если ваш малыш (6-8 лет) на фоне проблем с обучением чтению:

  • не может повторить больше трех чисел в прямом порядке и больше двух в обратном;
  • испытывает сложности при составлении рассказа по картинке;
  • испытывает трудности при установлении отношений последовательности, например, времен года или дней недели;
  • не может повторить простые ритмы, выстукиваемые взрослыми;
  • плохо ориентируется в заданиях, где нужно обозначить право-лево;
  • имеет маленький словарный запас;
  • не может выполнить фонематический анализ слова, вместо звуков выделяет слоги, гласные пропускает;
  • при чтении часто заменяет гласные "а" на "о", "ы" на "о"; а согласные "т" на "д", "г" на "к", "ж" на "ш";
  • переставляет слоги, может читать справа-налево;
  • беспокоен, импульсивен, часто отвлекается, нарушена концентрация внимания.

Но не всегда нарушения чтения связаны с дислексией.

Иногда учителя 1-ых классов жалуются на изначально разный уровень подготовки детей. Одни только еще учатся читать, другие уже хорошо читают , поэтому последние часто отвлекаются и мешают остальным, потому что им скучно слушать чтение по слогам. А плохо читающий начинает стесняться. Его смущают замечания более успешных в этом плане одноклассников.   Если ориентироваться на читающих детей, тогда плохо читающий не успевает за ними, испытывает трудности и теряет интерес к учебе. А уж если в руке учителя появляется секундомер, которым он измеряет скорость чтения, тогда вообще ребенок не может произнести ни слова. Такая же ситуация наблюдается с застенчивым ребенком; ему трудно читать "на публику", а чей-нибудь комментарий  очень ранит неуверенного в себе ребенка.

Российский психолог Данилова Е.Е., исследуя проблему нарушения навыка чтения, пришла к следующему выводу: есть несколько такого нарушения.

  1. Слабое развитие самоконтроля. ребенок не умеет сопоставлять результат своих действий с образцом, устранить свои ошибки.
  2. Многие 1-классники и даже 2-классники плохо знают буквы алфавита. Если они тратят на ее опознание до 15 секунд, то это прямо ведет к нарушению чтения.
  3. Недостаточное развитие концентрации внимания.При чтении глаза совершают хаотичные движения, в результате чего происходит считывание случайно попадающих в поле зрения букв. Нарушается навык следования направлению чтения.
  4. Недостаточное умение удерживать в памяти значение прочитанного, когда пусть даже правильно прочитанное слово, тут же забывается. Они не понимают смысла только что прочитанного текста.

Пытаясь правильно и бегло прочитать текст, ребенок не понимает и не запоминает прочитанное. Но не только учебная деятельность страдает из-за нарушений чтения. Частые замечания формируют низкую самооценку. Он начинает ненавидеть уроки чтения, замыкается, а может и вообще отказаться ходить в школу.

Даже не испытывающий проблем с техникой чтения ребенок может возненавидеть это занятие, если при обучении чтению своими занятиями родители часто прерывали его прогулки или игры с друзьями. Тогда чтение стает нелюбимым уроком, который лучше как можно быстрее сделать, чтобы заняться чем-нибудь более интересным. при таком отношении ребенок естественно плохо прочитает и запомнить прочитанное.   Как помочь ребенку в таком случае?  


 

Комментарии  

 
0 # ДислексияAndy 12.03.2015 10:36
Нет ни слова о методике Рональда Дейвиса. Почти 30 лет назад дислектик Дейвис поборол свою дислексию и стал автором методики, но наше образование упорно не хочет её замечать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # ДислексияAndy 12.03.2015 10:38
Подробности методики Дейвиса здесь:
http://davis-method.narod.ru/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.