Главная Школа для учителей нач. классов методический отдел Мотивация
Автор: Кузьмина Анастасия Юрьевна, 25 лет, педагог-психолог МБОУ "СОШ №10" г. Стерлитамака   

Мотивация и её влияние на успешность обучения


В наши дни одной из важнейших задач педагогики является повышение качества образования. Одним из условий успешности обучения является сформированность мотивации. Конечно, в этой области достигнуты определённые успехи, но проблема ещё очень далека от разрешения, так как трудно однозначно определить способы управления мотивацией и влияния на неё. На сегодняшний день нет чётких рекомендаций, чтобы с помощью различных стимулов добиться возникновения у школьников потребности в интеллектуальном и нравственном развитии. Психологи утверждают, что все мотивы и интересы сводятся к системе поощрений и наказаний. А для психологического развития ребёнка одинаково важна стимулирующая роль и поощрения, и наказания. Следовательно, с помощью различных стимулов специалисты, работающие в сфере образования, могут добиться возникновения у школьников потребности учиться. И если познавательная потребность человека проявляется в интересах, то это необходимо учитывать при организации учебной деятельности школьников, так как интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься и в результате дают хорошую успеваемость.
На поощрениях и наказаниях хотелось бы остановиться подробнее. Чтобы добиться положительного результата, необходимо правильно их использовать.
Действие поощрения предполагает пробуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Итак, правила использования поощрений:
1) важно помнить, что поощрение должно являться естественным следствием поступка ученика, а не его стремления получить поощрение;
2) поощряя, не следует противопоставлять ученика остальным ребятам класса;
3) необходимо учитывать личные качества поощряемого и степень его усилий, но не хвалить за то, что получено им от природы (красоту, здоровье и т.п.);
4) ни в коем случае не хвалить ребёнка из жалости или стремления угодить ему;
5) важно направлять своё одобрение (и жесты, и слова) всем, кто проявляет старание и усердие в работе, а не только лучшим ученикам;
6) главная задача поощрения – дать понять ученику, что вы верите в его способность справиться с поставленной перед ним задачей;
7) также как стимул можно использовать имена учащихся, так как давно известно, что человека больше всего интересует именно его имя, чем все другие вместе взятые. Можно вывешивать на стендах, плакатах, доске имена чем-то отличившихся ребят.
Что же касается наказаний, то можно сказать, что ими нужно пользоваться очень осторожно. Так как незаслуженное наказание или наказание в оскорбительной форме легко может обидеть или озлобить ученика. К сожалению, как родители, так и учителя очень часто забывают об этом и высказывают своё неодобрение, замечание или порицание порой даже по самым безобидным случаям. Между тем, наказание – это очень сильнодействующий метод, поэтому нельзя торопиться применять его до тех пор, пока нет полной уверенности в его правомерности и позитивном влиянии на поведение ученика. С помощью отрицательной оценки поступков личности, порождения чувства вины, стыда и раскаяния необходимо добиться торможения её негативных проявлений.
Несколько правил, о которых нельзя забывать, используя наказания:
1) наказывая, уважайте ученика, не унижайте его;
2) наказание не должно вселять страх в ученика. От совершения в дальнейшем подобных поступков его должны останавливать те неприятные чувства, которые его поведение порождает у значимых для него людей;
3) не причините вреда  ни физическому, ни психическому здоровью;
4) сомневаетесь? Не наказывайте!
5) у любого проступка есть свой «срок годности». Не стоит наказывать запоздало;
6) наказывайте на фоне положительной оценки личности;
7) помните, что существуют случаи, которые исключают наказание. Это хорошие намерения, неумение и искреннее раскаяние.
Важно помнить, что похвала всегда предпочтительнее, чем критика.
Таким образом, многообразие форм и методов поможет педагогам своевременно развивать у детей мотивацию учения, так как если не уделять этому должного внимания в младшем школьном возрасте, то в последующие годы это будет сделать гораздо труднее.
Если успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, то есть наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определённых личностных качеств, то правильная организация учебно-воспитательного процесса будет способствовать более успешному обучению школьников.

 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.