Выбираем образовательную программу для начальных классов По одной лишь единственной программе занимались в России до 90- х годов, учебники той программы сохранились и используются до сих пор, но в переизданных версиях (букварь Горецкого и учебник по математике Моро , ставшие классикой) . В 90- е годы официально была разрешена вариативность в обучении, и детей в начальных классах стали учить по различным новым авторским программам.
В 30-е годы психолог Лев Выготский вводит термин «развивающее обучение», заявляя, что ребенок может не только «проглатывать» знания, предоставляемые учителем ( традиционная форма обучения) . По мнению многих педагогов, обучая детей по новым авторским развивающим программам (УМК), можно использовать учебники и из традиционных программ, например для уроков математики - учебник программы «Школа 2000», для русского языка - учебник программы «Классическая начальная школа», уроки Окружающего мира - по учебнику программы «Начальная школа XXI века». Все эти традиционные и авторские системы разработаны в соответствии с гос. стандартом по общему образованию, то есть там содержится необходимый минимум в содержании и уровень знаний. К примеру, обучаясь по любой программе, выпускник начальных классов должен уметь различать части речи, знать более 20-ти правил по орфографии и пунктуации, уметь написать диктант из 80- ти слов и найти в этом тексте все главные члены предложений. Так же ребенок должен уметь письменно хорошо умножать и делить, вычитать и складывать - в пределах числа 1 миллион, а устно - в пределах числа 100. Любая новая авторская развивающая система проходит экспертизу и пробы, эксперты зададут авторам вопросы: а) цель и задачи вашей программы? б) ее отличие от других систем обучения? в) чего нового вы хотите достичь за счет вашей программы, и какими способами? г) разработаны ли все необходимые методические и учебные пособия для педагога и учеников? В чем отличие между всеми образовательными системами? Одно из главных - способ, которым ученики будут учиться на уроках. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова предлагает начать урок, поставив перед учениками задачу (а не с запоминания новых терминов), программа «Начальная школа XXI века» устанавливает индивидуальный подход к каждому ребенку. Перед выбором: какая программа лучше? 1) Маркетинг или эффективность новых программ? С 2001 по 2004 годы Центром оценки качества образования было проведено исследование школ, эффективность каждой образовательной программы, и выяснили, что обучаясь по разным системам, знания у школьников примерно одни и те же. Поэтому многие специалисты полагают такое разнообразие в системах обычным приемом маркетинга, способом привлечения большего внимания к определенной школе. 2) Чрезмерные нагрузки ? Автор учебников математики Л. Петерсон отвечает на этот вопрос категорически - «нет», уверяя, что если правильно использовать систему - перегрузки не будет, и есть успешные педагоги, работающие по системе «Школа 2000», они даже не задают домашних заданий. Л. Петерсон так же утверждает, что некоторые учителя задают школьникам какие-то свои задания, нарушая при этом авторские установки, САНПиН и, собственно, здравый смысл, отсюда и возникает ситуация, когда родители дома должны часами сидеть с ребенком, объясняя ему задание, при чем обвиняют во всем автора программы. 3) Развивающие программы для более подготовленных ? Психологи утверждают - выбирая программу для ребенка, нужно учитывать его склонности, например, для непоседливого лучше подойдет подвижный процесс обучения. И все же, любые методики преподавания зависят только от педагога, и младшему школьнику всегда будет важно, чтобы учитель ему нравился как человек, и если между ними сложились хорошие отношения - школьник, как правило, будет стараться ради своего учителя, и наоборот. Школы разрешают посещение уроков - сделать это можно без проблем любому родителю перед выбором школы/ учителя для своего первоклассника . В первом классе для ребенка так же важно установить дружеские отношения и с одноклассниками. Есть мнение, что авторские развивающие системы не подходят для обычной общеобразовательной школы, поскольку методики этих новых программ требуют от ребенка пространственное мышление, а оно в периоде начальных классов только начинает сформировываться . Поэтому, по наблюдениям специалистов, как правило каждый 4-ый школьник, который учится по развивающей системе - не имеет успехов, а отсюда отсутствие мотива и интереса к обучению. Возможен вариант обучать по развивающим программам лишь в гимназиях и лицеях, куда проводится специальный отбор. 4) Ранняя специализация вредна? Несмотря на то, что дети должны прийти в школу, уже умея читать и писать, все же букварь содержится в любой образовательной программе. Вместе с букварем школьники изучают слово, проводят буквенный анализ, который позволяет грамотно писать . На уроках грамоты фокусируются на изучении звукового анализа слова, именно звуковое восприятие дает ребенку понятие правильного письма и чтения. Более подготовленные к школе дети могут показать свои способности в творческой работе, что-нибудь проектируя. По мнению психологов, у ребенка 5-6-ти лет какие-либо специальные способности не проявляются, даже особые методики не могут выявить их. Подготовка к школе должна помогать развивать воображение, мотивацию к обучению, способность к творчеству. В детях заложены базы для всех способностей, и педагог на уроках, развивая гуманитарные навыки , может так и не развить, например, умение логически анализировать. Младшие школьники должны изучать широкий круг предметов, всесторонне развиваться. Специализация со средних классов - так же под вопросом, многие исследования подтверждают, что даже ученики 11-го класса плохо представляют, какой деятельностью они хотели бы заниматься после школы. 5) Нет продолжения в старших классах. Полный комплект учебников для начальной школы, средней и старшей школ на сегодня только в УМК «Школа 2100», остальные образовательные программы закончены на 4-ом классе. Будет ли продолжение? Как правило, педагоги средних и старших классов очень консервативны и плохо адаптируются к новым авторским программам, также отмечается огромное количество недовольства этими программами со стороны родителей. 6) Новая система оценивания - без отметок. Такая система может использоваться педагогом в любой методике . Безотметочная система оценивания широко используется в новых развивающих образовательных программах, которые обычно применяют шкальную систему или 10-ти бальную, где «2»- не считается плохой отметкой . Но многие психологи против этой системы, утверждая, что ребенок должен знать, как его оценивает учитель, тем более что самооценка у младших школьников обычно завышена.
|
|
Новое на сайте
- Результативность участия обучающихся в международных предметных олимпиадах
- Результаты внеурочной деятельности и достижения обучающихся
- Конкурсы чтецов
- Урок математики по теме "Переместительное свойство сложения"
- Урок математики по теме "Литр"
- Окружающий мир
- Интерактивные опросы с помощью QR-карт
- Работа с микроскопами
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи