Главная Школа для учителей нач. классов классный руководитель Направления воспитательной работы
PDF Печать E-mail
Автор: Молчанов С.А.   

Духовное воспитание в школе


Наши дети взрослеют. И от того, какими они вырастут, во многом зависит наша жизнь в ближайшем обозримом будущем.
Та система воспитания духовности и привитие норм нравственности, которая имеет сейчас место в начальной школе, явно не соответствует уровню требований, предъявляемых современностью к ребенку. И очевидный уклон в религию создает только видимость духовности, иллюзию нравственности, подменяя религиозностью истинно высокие качества, присущие человеку благоприобретено, как существу разумному. Духовность и нравственность не должны восприниматься на веру, они должны базироваться на точном знании допустимого и приемлемого для данного социума. Мне могут возразить, приведя в пример  так называемые «заповеди». Но при более подробном рассмотрении корни этих заповедей уходят в язычество и, в той или иной редакции, присущи и другим религиям. Ну почему же именно христианство обосновалось в наших классах, а, к примеру, не ислам или буддизм, есть еще адвентисты и прочие саентологи? Образование должно быть исключительно мирским, ни в коем случае не под заботливым патронажем какой-либо конфессии. Выбор религии человек должен делать осознанно, уже обладая определенным багажом знаний, имея возможность взвешивать свои поступки и соотносить со своим мироощущением, а не  в добровольно-принудительном порядке в силу навязанных чиновниками от просвещения в порыве религиозного экстаза правил.

В начальной школе, как думается, необходимо уделять более полное внимание этике и эстетике. Значение их в наше время явно и незаслуженно недооценено. А ведь именно им человечество обязано всему лучшему в своей породе, именно они ответственны за культурную составляющую нашего общества, понимание прекрасного извне и желание соответствовать ему внутри.
Не последнюю очередь в формировании отношения ребенка к действительности занимает его понимание морали, зачастую искаженное кругом общения, либо деформированное  в семье, не соотнесенное с общечеловеческими духовными ценностями.
Если мы хотим видеть наших детей умными, добрыми, отчетливо понимающими границы нравственного, чувствующими красоту и ее антипод  во всех их проявлениях, нужно вложить в душу и разум ребенка некий эталон, дать ему инструмент оценки, позволяющий формировать будущий характер и становление социально-адаптированной личности. Причем ни в коем случае нельзя доводить нравственность до абсурда; излишек ее, ненужное морализаторство, может привести к нежизнеспособности индивида в наше не самое простое время. Определить тонкую грань допустимого диктатом нельзя, эта, в общем-то, непростая задача целиком и полностью зависит от наставника, от его педагогического таланта, от того, насколько этичен он сам, от его понимания прекрасного, даже если подача материала и не совсем совпадает с предписывающими методиками. Очевидно, и критерии отбора в педагогические учреждения должны быть кардинально отличными от существующих, и уж точно не сводится к ЕГЭ. Человек приходит в мир чистым и незамутненным, это прописная истина известна всем, но стать гармоничной личностью можно только обладая способностью понимать красоту. Нет изначально злых или добрых, люди приобретают те или иные качества в силу различных жизненных коллизий, в зависимости от способа и метода оценки  событий, а должный инструментарий имеют далеко не все, да его и невозможно иметь в полном объеме, но к этому надо, хотя бы, стремиться. Учитель должен быть именно талантлив, чувствовать красоту во всем, пусть даже интуитивно, и уметь донести свое понимание до ребенка на его языке. Именно через призму понимания прекрасного должны проходить все знания этого мира, приоритет эстетики даже в ущерб этики.
Да, многое из того, о чем сейчас говорилось, в реалиях сегодняшнего дня носит к сожалению, несколько, фантазийный характер, к, примеру, где взять столько талантливых педагогов, да еще на подсознательном уровне воспринимающих красоту. Конечно, готовых рецептов нет, но одним из путей решения может служить выделение педагогических ВУЗов в отдельную категорию со специализированными требованиями не формального, а реально практического плана и, естественно, выделение учителей в особую категорию государственных служащих с зарплатами не ниже, чем у тех же судей. Ведь судьи получают высокую зарплату только за то, что выносят приговор тем, кого не смогли научить педагоги. Может быть, имеет смысл платить больше тому кто растит человека, формирует его личность, чем тому кто потом эту личность окончательно ломает?


 
Похожие материалы
Общественный информационно-справочный портал Устюженского уезда.
Картинки на сайте - yandex.ru. Фильмы, музыка и мини игры бесплатно Интер. Сухих строительных смесей марки "ЧелСИ". Uefa. Заработай на сайте.